Синдром Обломова. Причины лени и прокрастинации. Как с ними бороться?

  • Личная эффективность
  • Врач и пациент
Синдром Обломова. Причины лени и прокрастинации. Как с ними бороться?

Прокрастинация и лень — состояния, свойственные как больным, так и здоровым людям, они бывают и у наших пациентов, и у нас самих. Что такое лень? Согласно словарю С.И. Ожегова, это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. В оксфордском толковом словаре лень определяется как нежелание быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии. Смотрите вебинар, где о причинах и способах борьбы с ленью и прокрастинацией рассказывает врач-невролог, психотерапевт, профессор Центра поведенческой неврологии Института мозга человека в г. Санкт-Петербург, Чутко Леонид Семенович.

Смотреть вебинар


12:05
Как часто современный человек сталкивается с ленью? В 2018 году в журнале «Коммерсант» были опубликованы результаты исследования по «измерению» лени на рабочих местах. Установлено, что в среднем сотрудники бездельничают 3 часа из 8 рабочих. По собственному признанию, сотрудники, отвлекаясь от рабочих обязанностей, зависают в интернете, общаются на отвлеченные темы, мечтают. Чаще всего ленивыми себя признают программисты, дизайнеры, системные администраторы, менеджеры по продажам, руководители. Подсчитано, что работники старшего поколения менее склонны лентяйничать на рабочем месте.

Каждый пятый россиянин называет лень главной причиной, мешающей человеку добиться успеха.

14:27
Причины лени. Немецкий психолог Э. Фромм писал, что современный человек большую часть времени пассивен и занимается потреблением. При этом процесс потребления отчужден от потребностей, поскольку в значительной мере определяется рекламой. Как результат бессмысленности и отчужденности возникает стремление к абсолютному безделью и получению удовольствия.

Выделяют 4 основные причины лени:

  • дефицит мотивации;
  • дефицит энергии (астения);
  • дефицит положительных эмоций (страхи, тревога, депрессия);
  • дефицит воли (нарушения саморегуляции, отвлекаемость на другие стимулы).
Также отмечают эффект социальной лености — эффект Рингельмана: по мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в работу. То есть, чем больше людей включено в деятельность, тем выше вероятность, что кто-то будет отлынивать от работы.

18:17
Что такое прокрастинация? Прокрастинация — склонность к постоянному откладыванию «на потом» неприятных дел. Устойчивая прокрастинация имеется у 15-25% людей, она считается не заболеванием, а особенностью личности. За последние 25 лет уровень прокрастинации у населения повысился.

Признаки прокрастинации:

  • осознанность — субъект умышленно переносит выполнение задуманного на более поздний срок;
  • иррациональность — подобное откладывание приводит к отрицательным последствиям и человек заранее это предполагает;
  • внутренний дискомфорт — из-за сложившейся ситуации возникают негативные эмоциональные переживания.

Если лень — это нежелание что-то делать или принимать решение, то прокрастинация — временное бездействие, когда решение действовать уже принято, но оно откладывается до последнего. Лень часто сочетается с прокрастинацией.
Определить, есть ли у нас прокрастинация или нет (страдаем ли мы прокрастинацией), можно, ответив на вопросы шкалы прокрастинации Тукмана. В шкале перечислено все, что свойственно человеку, страдающему прокрастинацией.

Виды прокрастинации:

  • ежедневная (бытовая) — откладывание домашних дел, которые должны выполняться регулярно;
  • в принятии решений (в том числе незначительных);
  • невротическая, то есть откладывание жизненно важных решений, таких как выбор профессии или создание семьи;
  • компульсивная — сочетание прокрастинации поведенческой и в принятии решений;
  • академическая — откладывание выполнений домашних заданий, подготовки к экзаменам.

Механизмы возникновения прокрастинации. В основе прокрастинации лежит стремление снизить напряжение. Заниженная самооценка, неуверенность в себе вызывает у человека тревогу, страх. Человек стремится избежать напряжения, связанного с выполнением задачи, которая ему неприятна, неинтересна, чрезмерно сложна, поэтому «тянет время». Выполнение задания начинается лишь тогда, когда страх перед последствиями невыполнения перевесит страх неудачи.

28:48
Физиология принятия решений. В мозге есть области, играющие ключевую роль в принятии решений:

  • Amygdala — активна, когда чувствуем угрозу. Яркие эмоциональные краски.
  • Insular cortex — реакция на негативную ситуацию.
  • Anterior cingulate cortex — обработка внутренних конфликтов при трудном выборе.
  • Rostral cingulate zone — детекция внутренних конфликтов и ошибок.

Также выделяют функциональные блоки мозга. Первый блок (мозолистое тело, средний мозг, ретикулярная формация) — активации, дефицит энергии связан с нарушениями именно в нем. Второй блок (теменно-затылочная область коры) — приема и переработки информации, обеспечивает расчет времени, до которого можно прокрастинировать. Третий блок (префронтальная кора) — управления, программирования, регуляции, это «полицейский» головного мозга.


 34:00
Прокрастинация, лень и СДВГ у взрослых. Внимание — это внутреннее усилие, для которого необходимы ресурсы. Чтобы быть внимательным, нужно поддерживать определенный уровень активности. Дефицит поддержания общего уровня готовности к реагированию может быть связан с нарушением механизмов активации, за которые отвечает ретикулярная формация.
У взрослых пациентов с СДВГ выше уровень прокрастинации, хуже выражено перспективное планирование. Люди с СДВГ плохо запоминают запланированное и в ближайшем, и в отдаленном периоде.

Прокрастинация может возникать на фоне тревоги, и сама усиливает уровень тревожности. Люди с низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности, с неверием в эффективность своих действий используют прокрастинацию, чтобы на время уменьшить свои внутренние страхи.

Также имеет значение локус контроля — внешний (обстоятельства) или внутренний (самоконтроль). Люди с внутренним локусом контроля меньше подвержены прокрастинации, так как возлагают больше ответственности на себя.

 43:54
Способы уменьшения лени и прокрастинации. Снижению лени и прокрастинации способствует концентрация внимания на важном. Чтобы выяснить, есть ли проблема с вниманием, нужно разделить текущие дела на 4 зоны и узнать, какие из них занимают большую часть времени:

  • Реактивная — реакция на срочно возникающие события.
  • Проактивная — важные, но не срочные дела, планирование.
  • Отвлечений — необязательные, но вызывающие переключение внимания дела, отрывающие от работы, такие как неважные звонки и письма;
  • Потраченного времени — отвлекающее внерабочее.

Максимальная работоспособность проявляется, если человек находится в «состоянии потока», то есть может направить на достижение целей больше внимания и психической энергии. «Состояние потока» возникает тогда, когда цель достаточно сложная, но у человека хватает навыков, чтобы ее достичь. Если навыков мало, а цель сложна, то будет страшно что-то делать, если навыков много, а цель простая, то заниматься ею будет скучно. Испытав «состояние потока», следует его запомнить и при возникновении лени и прокрастинации попробовать воссоздать похожие эмоции и мысли.

Как бороться с прокрастинацией?
Фармакологическая коррекция лени, с одной стороны, включает применение ноотропов и нейропротекторных препаратов, с другой — анксиолитиков. Нейропротекторы влияют на энергетику, память, внимание, саморегуляцию, анксиолитики — снижают тревожность.

47:12
Кортексин® в лечении СДВГ. Кортексин® — препарат пептидной структуры, представляющий собой комплекс полипептидов, выделенный из коры головного мозга телят и свиней не старше 12-месячного возраста. Кортексин® оказывает позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние, улучшает внимание, память, позволяет повысить работоспособность, уменьшить усталость и сонливость в дневное время.
При применении для терапии СДВГ препарат Кортексин® действует на все три основных симптома: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. В исследовании улучшение отмечено у всех пациентов с преобладанием нарушений внимания (100%)1.
Мультицентровое исследование «ЮЛА», 2014 год.


Список литературы:
Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Современные подходы к лечению и реабилитации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Детская и подростковая реабилитация. 2014; 1 (22): 35-41.

Оцените статью
+ 10 баллов
Оценить

Смотрите также: