«Синдром умной Эльзы»: как работать с тревожными пациентами
Тревожные расстройства – одни из самых распространенных психологических заболеваний на сегодняшний день. И хотя стигматизация такого рода заболеваний, к счастью, постепенно уменьшается, осведомленность людей о причинах, механизмах и способах лечения тревожных расстройств всё ещё недостаточна.
Мы убеждены, что врачи любого профиля должны знать как можно больше о главных заболеваниях своего времени, в особенности психических, чтобы иметь возможность грамотно построить лечение и/или своевременно отправить пациента к нужному специалисту. Позднее в статье мы поговорим о том, как умело тревожные расстройства маскируются под вполне привычные для физических заболеваний симптомы.
Эта статья может стать отправной точкой в изучении тревоги. Конечно, мы опишем только ключевые моменты, кажущиеся нам самими важными, но надеемся, что даже их будет достаточно для взгляда на поведение и жалобы пациента под другим углом. А также для того, чтобы замотивировать специалистов разного профиля изучить вопрос тревожных и иных распространенных психических расстройств глубже.
Откуда берется тревога?
Тревогой принято называть сильную негативную эмоцию, предчувствие опасности или неудачи в будущем.
И как это часто бывает, тревога – это эволюционный механизм, бесконечно полезный нашим далеким предком, но почти утративший свое первоначальное назначение и обернувшийся в патологические формы в нашем современном укладе жизни.
Поэтому тревога – это не патология сама по себе. Она может иметь здоровые проявления и выполнять свою функцию, как и тысячи лет до этого.
Более того, согласно Канту, страх – неотъемлемая часть бытия человека. А преодоление страха возможно благодаря способности человека возвышаться над предметом страха (чувствовать себя независимым от могущественных сил природы). Таким образом, особого внимания, диагностирования и лечения требуют именно патологические формы тревоги.
Признаки патологической тревоги
Понять, что на место адекватного для человека чувства тревоги пришли её патологические проявления, можно по следующим особенностям:
- Тревога стала необоснованной, неадекватно сильной, очень частой.
- В ответ на тревогу возникают избегающие реакции, утрачивается контроль над этим состоянием.
- Тревожные реакции возникают последовательно – одна за другой – и длятся дольше обычного.
- В конечном итоге, все проявления патологической тревоги приводят к ощутимому снижению качества жизни.
Всё идет из детства?
Возможно, в случае с тревожными расстройствами это действительно так. Одна из самых популярных работ в этой области, теория привязанности Боулби, гласит, что у детей, считающих окружающий мир ненадежным, опасным, враждебным или угрожающим, может впоследствии возникать сильная тревожность и формироваться поведенческие паттерны избегания.
Даже имея общие истоки, тревожные расстройства могу немало отличаться в проявлениях, поэтому мы говорим о группе расстройств, а не об одном конкретном. Классификация производится согласно МКБ-10 и включает так называемое генерализованное тревожное расстройство, которое хотелось бы рассмотреть подробнее, так как пациенты чаще всего склонны его соматизировать, из-за чего с симптомами физических заболеваний часто приходят к специалистам другого профиля, в частности неврологам, а не к психологам и психотерапевтам.
Соматизация: как ГТР «играет в прятки»
Соматизация – склонность переживать психологический стресс на физиологическом уровне в виде телесных жалоб. В ряду таких жалоб чаще всего наблюдаются: головные боли, напряжение, мигрень, цервикокраниалгии, трудности при засыпании, головокружения, вегетативные нарушения, симпатические влияния.
Именно поэтому врач любого профиля, осведомленный об этой проблеме, должен сразу же отправить пациента с подозрением на тревожное расстройство к психологу либо психотерапевту. И в таком деликатном вопросе очень важно понимать, как сделать это корректно.
Тактика общения с тревожным пациентом
Очень важно при общении с тревожным пациентом невольно не уйти в обесценивание его переживаний – нередко неподготовленные специалисты делают это неспециально и из лучших побуждений, но тем самым откладывая признание пациентом своей проблемы и её решение на долгие месяцы или даже годы.
Не стоит говорить пациенту «просто не переживать» и «не надумывать», или вовсе убеждать, что у него «всё в порядке». Вместо этого лучше применить действительно полезные в этом случае инструменты:
- Легитимация: дайте пациенту понять, что его чувства и поступки свойственны большинству людей, попавших в сходные тяжелые обстоятельства.
- Сопереживание.
- Директивность.
- Уверенность в себе.
- Как можно больше мелких деталей и дополнительной информации.
Don’t worry? Worry less!
Для любого человека испытывать тревогу – абсолютно нормально. Но всё, что заметно ухудшает качество нашей жизни, требует внимания и изучения, в том числе патологические проявления чувства тревоги.
Поэтому мы советуем вам не уходить в крайности, либо считая любую тревогу отклонением от нормального состояния и поведения, либо, что бывает чаще, не считая любые проявления тревоги проблемой вовсе, даже если они оказывают объективное негативное влияние на жизнь человека.
Будьте внимательны к себе и к своим пациентам, помните о соматизации и об инструментах общения с тревожными пациентами – и тогда мы вместе добьёмся снижения стигматизации психических проблем и получим больше здоровых в том числе психологически пациентов.