Анти-паника для помогающих. Часть 1: не дать другим нажать свою «красную кнопку»

  • Личная эффективность
Анти-паника для помогающих. Часть 1: не дать другим нажать свою «красную кнопку»

Знаете ли вы, что является вашей «красной кнопкой»? Чем-то, мгновенно выводящим из себя и заставляющим действовать исключительно на эмоциях? А как часто вы позволяете другим людям ее нажимать?

Ответы на эти вопросы важны для того, о чем мы поговорим в этой статье. А именно: о реактивном и проактивном поведении, внутренних ресурсах и в конечном итоге о том, как эти новые знания помогут избежать эмоционального выгорания.

Сложности «помогающих» профессий

Представители «помогающих», альтруистических профессий, в том числе медицинские работники, наиболее уязвимы к профессиональному выгоранию. Такие люди вынуждены эмоционально вовлекаться в общение с большим количеством незнакомых людей, обладать эмпатией и уметь брать инициативу в налаживании контакта в свои руки. К тому же, они вынуждены регулярно сталкиваться с:
  • Неадекватной реакцией клиента (в нашем случае – пациента);
  • Ненормированным рабочим графиком, в том числе ночными сменами;
  • Психическими и физическими перегрузками.
Именно поэтому представители таких профессий чаще остальных сталкиваются с синдромом эмоционального выгорания, о котором мы говорили уже не в одной нашей статье.

Три компонента выгорания

У профессионального выгорания три ключевые составляющие:
  1. Эмоциональное истощение, когда на фоне пресыщения эмоциями человек становится более равнодушным, его эмоциональный фон снижается.
  2. Деперсонализация, которая проявляется в деформации отношений с окружающими: повышается зависимость от других людей и/или негатив к ним.
  3. Редукция личностных достижений, которая проявляется в обесценивании себя, своих личностных достижений и успехов.

При этом крайне важно понимать, что выгорание практически невозможно в стабильном, ресурсном эмоциональном состоянии. У выгорания всегда есть предпосылки: человек, как правило, уже некоторое время находится в состоянии ухудшенного настроения, упадка сил и нестабильного эмоционального фона.

Таким образом, считая профилактику таких состояний избыточной, мы кратно повышаем риск оказаться в тяжелом состоянии эмоционального выгорания, продуктивность в котором минимальна, а выход из него – долгий и непростой путь.

Круги забот и влияния

Первый шаг к формированию крепкого эмоционального стержня – осознание круга своего влияния и того, что он всегда будет меньше круга забот. Не на все, за что мы искренне переживаем, можно повлиять напрямую – но всегда можно повлиять на свое отношение к ситуации. Осознав это, постепенно получится избавить себя от необоснованных переживаний, быстрее справляться с новыми трудностями и основательно закрепиться в своем ресурсном состоянии.

Осознание своей способности повлиять если не на саму ситуацию, то на отношение к ней лежит в основе различий между реактивным и проактивным поведением.Реактивный или проактивный?

Реактивные люди позволяют внешним факторам – настроениям, чувствам и обстоятельствам – управлять своими реакциями.

Проактивные же делают паузу, позволяя себе использовать свободу выбора собственной реакции на основе принципов и желаемых результатов.

Реактивные люди позволяют всему и всем вокруг нажимать свою «красную кнопку» и манипулировать их состоянием. У них нет возможности выбрать реакцию – она появляется раньше, чем человек успеет задуматься о ее допустимости в данной ситуации.

Тогда как проактивные люди четко осознают расположение своих «красных кнопок» и вольны нажимать их сами или не нажимать вовсе.

Решающая пауза

Реактивное поведение свойственно большинству людей по умолчанию, тогда как проактивное – результат осознанной работы над собой. И главный навык, который развивают проактивные люди в процессе такой работы – умение сделать паузу.
В этой паузе, которая первое время кажется только стопором, у вас появляется возможность по-настоящему взять штурвал управления собой в свои же руки и реагировать так, как выберете вы. С этим умением вы становитесь практически неуязвимы к манипуляциям со стороны окружающих, вас сложнее вывести из себя и общение с вами становится комфортным даже для самого негативно настроенного пациента.

Позиция в общении

Теперь, когда в вашем арсенале есть решающая пауза, внутри которой вы берете управление на себя, вы также вольны менять позицию в общении. Исходя из эмоционального состояния вашего и пациента, таких позиций условно может быть 4:
  1. Конфронтация, где происходит побуждение к действию. Эта позиция полна эмоций агрессивного ряда: возмущения, превосходства, драйва.
  2. Избегание, где подается сигнал о необходимости отдыха. Этой позиции характерны эмоции депрессивного ряда: скука, пустота, безразличие.
  3. Приспособление, где транслируется предостережение об опасности. В этой позиции превалируют эмоции тревожного ряда: страх, опасения, вина, тревога.
  4. Сотрудничество, наполненное эмоциями конструктивного ряда. Эта позиция свидетельствует об эмоциональном благополучии и способствует правильному взаимодействию.

Как несложно догадаться, для формирования здоровой коммуникации с пациентом необходимо прийти в позицию сотрудничества, на что всецело способен проактивный человек в ресурсном состоянии.

В поисках ресурса

О том, как найти и подольше задержаться в ресурсном состоянии, мы уже рассказывали в одной из наших статей. Однако мы еще не упоминали, насколько важно и сложно при работе с пациентами уметь абстрагироваться от их эмоционального фона, чтобы не нарушить своего, но не потерять при этом всей вовлеченности и эмпатии.

Умение снять чужое «эмоциональное пальто» с себя – важный навык для сохранения в себе внутренних ресурсов. Во второй части статьи мы обязательно подробнее расскажем о нескольких действенных методиках, которые помогут вам в этом, потому что ресурсное состояние – это ежедневный труд. Чудеса творим мы сами!