Анти-паника для помогающих. Часть 1: не дать другим нажать свою «красную кнопку»
Знаете ли вы, что является вашей «красной кнопкой»? Чем-то, мгновенно выводящим из себя и заставляющим действовать исключительно на эмоциях? А как часто вы позволяете другим людям ее нажимать?
Ответы на эти вопросы важны для того, о чем мы поговорим в этой статье. А именно: о реактивном и проактивном поведении, внутренних ресурсах и в конечном итоге о том, как эти новые знания помогут избежать эмоционального выгорания.
Сложности «помогающих» профессий
- Неадекватной реакцией клиента (в нашем случае – пациента);
- Ненормированным рабочим графиком, в том числе ночными сменами;
- Психическими и физическими перегрузками.
Три компонента выгорания
- Эмоциональное истощение, когда на фоне пресыщения эмоциями человек становится более равнодушным, его эмоциональный фон снижается.
- Деперсонализация, которая проявляется в деформации отношений с окружающими: повышается зависимость от других людей и/или негатив к ним.
- Редукция личностных достижений, которая проявляется в обесценивании себя, своих личностных достижений и успехов.
Таким образом, считая профилактику таких состояний избыточной, мы кратно повышаем риск оказаться в тяжелом состоянии эмоционального выгорания, продуктивность в котором минимальна, а выход из него – долгий и непростой путь.
Круги забот и влияния
Первый шаг к формированию крепкого эмоционального стержня – осознание круга своего влияния и того, что он всегда будет меньше круга забот. Не на все, за что мы искренне переживаем, можно повлиять напрямую – но всегда можно повлиять на свое отношение к ситуации. Осознав это, постепенно получится избавить себя от необоснованных переживаний, быстрее справляться с новыми трудностями и основательно закрепиться в своем ресурсном состоянии.
Осознание своей способности повлиять если не на саму ситуацию, то на отношение к ней лежит в основе различий между реактивным и проактивным поведением.Реактивный или проактивный?
Проактивные же делают паузу, позволяя себе использовать свободу выбора собственной реакции на основе принципов и желаемых результатов.
Реактивные люди позволяют всему и всем вокруг нажимать свою «красную кнопку» и манипулировать их состоянием. У них нет возможности выбрать реакцию – она появляется раньше, чем человек успеет задуматься о ее допустимости в данной ситуации.
Тогда как проактивные люди четко осознают расположение своих «красных кнопок» и вольны нажимать их сами или не нажимать вовсе.
Решающая пауза
Позиция в общении
- Конфронтация, где происходит побуждение к действию. Эта позиция полна эмоций агрессивного ряда: возмущения, превосходства, драйва.
- Избегание, где подается сигнал о необходимости отдыха. Этой позиции характерны эмоции депрессивного ряда: скука, пустота, безразличие.
- Приспособление, где транслируется предостережение об опасности. В этой позиции превалируют эмоции тревожного ряда: страх, опасения, вина, тревога.
- Сотрудничество, наполненное эмоциями конструктивного ряда. Эта позиция свидетельствует об эмоциональном благополучии и способствует правильному взаимодействию.
Как несложно догадаться, для формирования здоровой коммуникации с пациентом необходимо прийти в позицию сотрудничества, на что всецело способен проактивный человек в ресурсном состоянии.
В поисках ресурса
Умение снять чужое «эмоциональное пальто» с себя – важный навык для сохранения в себе внутренних ресурсов. Во второй части статьи мы обязательно подробнее расскажем о нескольких действенных методиках, которые помогут вам в этом, потому что ресурсное состояние – это ежедневный труд. Чудеса творим мы сами!