Как повысить приверженность пациента лечению через убедительность врача: три лучших приёма

  • Врач и пациент
Как повысить приверженность пациента лечению через убедительность врача: три лучших приёма

Как повысить приверженность лечению через свою убедительность: три лучших приёма

Врачи – эксперты в своих специальностях и в общении друг с другом могут говорить на профессиональном языке: обсуждать патогномоничность симптоматики, особенности применения низкомолекулярных пептидных фракций и важность нефропротективной терапии после дистанционной ударно-волновой литотрипсии. Но в диалоге с пациентом важно превратить все свои знания и экспертизу в простые слова и формы. Они помогут сделать консультацию максимально эффективной и повысить приверженность лечению. Рассказываем о трёх важных приёмах, которые можно использовать для этой цели.

Приём № 1. Говорим на одном языке с пациентом

В юмористическом сериале «Интерны» есть очень показательная сцена. Молодой врач настолько заумно говорил пациентке о возможных диагнозах, что та решительно ничего не поняла. Зато упала в обморок от испуга. Убедительная речь специалиста, которая вызовет доверие и повысит приверженность лечению, – это не обилие профессиональных терминов и нагнетание тревоги, а доверительный разговор на понятном собеседнику языке с опорой на значимые для него мотиваторы. Покажем это на двух примерах.

  1. Разговор на понятном языке. В разъяснение можно включить те понятия и сравнения, которые хорошо знакомы пациенту, с учётом его профессии и социального статуса. К примеру, если перед нами бухгалтер, то обосновать выбор того или иного препарата можно языком цифр: комплексное лечение – 3 эффекта сразу, короткий курс – 20 дней, большая упаковка – 90 таблеток, которых хватит надолго, сохранение результата в течение 3 месяцев, экономическая выгода – в 2 раза дешевле в сравнении с другим препаратом. А в диалоге с пациентом, который во всём привык выбирать только лучшее, можно сослаться на известный авторитет: «Препарат, который я хочу Вам назначить, давно применяет в своей клинике сам профессор А.»
  2. Опора на мотиваторы. Повышению приверженности лечению помогает опора на те мотиваторы, которые особенно важны для конкретного пациента: шанс что-то приумножить, достичь или избежать. К примеру, для человека пенсионного возраста важными мотиваторами могут быть возможность самообслуживания, дальнейшей заботы о внуках и ведения активного образа жизни. Для айтишника – перспектива сохранить острое зрение, концентрацию внимания и высокую умственную активность.

Приём №2. От свойств препарата – к преимуществам и выгодам

Мотивация в любой сфере жизни, будь то работа, отдых или лечение, зависит от того, сможет ли человек в полной мере получить все ожидаемые выгоды.

Давайте выделим пять преимуществ лечения, которые важно показать пациенту для того, чтобы повысить его приверженность:

  • Эффективность – «А это поможет?»
  • Безопасность – «Препарат не навредит?»
  • Удобство – «Его удобно применять?»
  • Возможность экономии – «Это недорого?»
  • История применения – «А опыт есть?»

Превратить свойства любого продукта (в нашем случае лекарственного средства) в конкретные преимущества и выгоды помогает техника FAB (Features — Advantages — Benefits, или Свойства – Преимущества - Выгоды). Она активно применяется в холодных продажах для мотивации к покупке, но прекрасно работает для мотивации к лечению.
Рассмотрим конкретный пример. На приём к неврологу пришёл пациент И. с когнитивными нарушениями – последствиями черепно-мозговой травмы и хронического нарушения мозгового кровообращения. Врач решил назначить пациенту лекарственное средство К. и превращает его уникальные свойства в реальные выгоды.

  1. Эффективность. «Если вы хотите получить быстрый и долговременный эффект, то выбирайте препарат К. Он обладает комплексным действием: улучшает активность, память, мышление и внимание, при этом защищает мозг от повреждающих воздействий и стимулирует восстановительные процессы. А эффект после применения К. сохраняется до 6 месяцев».
  2. Безопасность. «У препарата К. - высокий профиль безопасности, поэтому его применяют даже для лечения детей».
  3. Удобство. «Выбирайте К., потому что у него короткий курс лечения – всего 10 дней».
  4. Экономичность. «Если вы хотите сохранить длительный эффект, чтобы симптоматика не возвращалась, и можно было не так часто повторять курсы и на этом сэкономить, выбирайте К.».
  5. История применения. «По препарату К. проведено большое количество исследований. Многие из них можно найти в Интернете и убедиться в высокой эффективности и безопасности лекарства».

Приём № 3. Не только рассказываем, но и показываем

Если врач не только рассказывает о патологии, но и демонстрирует наглядные сведения, связанные с заболеванием, его профилактикой, лечением и прогнозом, то информация усваивается и запоминается гораздо лучше.

В помощь врачу – множество источников информации: от печатных буклетов и листовок, которые приносят медицинские представители, до иллюстраций в интернете.

К примеру, можно рассказать человеку о том, как проявляется инсульт, а можно показать листовку с аббревиатурой «УДАР» и расшифровкой каждой буквы.

Познакомившись с такой листовкой, человек лучше запомнит тревожные симптомы инсульта.

А пациенту с возрастной макулярной дегенерацией можно показать картинки, на которых воспроизведено зрение человека в норме и при патологии. Таким образом человек наглядно увидит прогноз своей болезни без лечения, что повысит его приверженность терапии.

Говорите на простом языке, подкрепляйте речь наглядными образами, разъясняйте преимущества, реальные выгоды от лечения, и возражений у пациентов будет меньше.


Смотрите также: