Почему пациент не хочет лечиться? От мотивации врача – к мотивации больного

  • Врач и пациент
Почему пациент не хочет лечиться? От мотивации врача – к мотивации больного

Мотивация и формирование приверженности к лечению – одна из важнейших задач и, в то же время, главных проблем во взаимоотношениях врача и пациента. Особенно когда больному необходима длительная, а тем более пожизненная терапия. По средним расчетам, от 20 до 80% больных по тем или иным причинам не соблюдают все рекомендации врача.1 Давайте вместе разберем, как мотивировать пациента, который не хочет лечиться, и достичь высокой приверженности к лекарственной терапии.

Начнем с мотивации… себя

Представьте такую ситуацию: вы всеми силами хотите «причинить пациенту непоправимую пользу», а больной отказывается от лечения. В такой ситуации прежде всего важно не допустить собственной демотивации, не опустить руки и не сказать в сердцах: «Да делайте вы что хотите!» Даже если перед вами действительно трудный пациент. Подумайте, что больше всего воодушевляет вас в работе и перезаряжает «внутреннюю батарейку»? Вероятнее всего, это не процесс, а результат. Вы можете встать не с той ноги, прийти на работу раздраженным и уставшим. Но согласитесь, когда к вам на обходе подходит пациент и благодарит за результат вашего труда, «внутренний аккумулятор» сразу перезаряжается. Давайте будем работать именно на результат!

Сила белого халата

Знаете ли вы, что халат, который ожидает вас в шкафчике, – это инструмент повышения вашей мотивации и профилактики профессионального выгорания? Когда вы надеваете халат, то понимаете: «Я – врач. Я уравновешенный, спокойный человек, профессионал и искренне хочу помочь людям. Я понимаю, что пациенты имеют право вести себя по-разному. Их слова и действия могут быть проявлениями болезни, внутреннего беспокойства, растерянности. Если бы они были здоровы, то, возможно, так бы себя не вели. Я должен помочь решить их проблемы, ведь они сами не могут с ними справиться». Если пациент категорически отказывается от лечения, то важно выяснить, чем это вызвано. Научитесь понимать своих пациентов, их боль и тревогу. «Нельзя врачевать тело, не врачуя душу», – говорил Сократ.

  • Негатив
  • Нагнетание
  • Оскорбление
  • Категоричность
  • Повышенный тон
  • Переход на личности
  • Критика при посторонних
  • Нехватка конкретных фактов

Мы перечислили главные опасности врача в диалоге с отказывающимся пациентом. Белый халат – важный элемент не только самоуважения, но и самодисциплины. Он не должен позволить вам перейти опасную грань.

Когда рабочий день закончится, вы оставляете халат в ординаторской. Постарайтесь оставить здесь же, на работе, все трудности и проблемы, связанные с ней. К сожалению, мы часто «уносим» их домой. Это не позволяет отдохнуть и может негативно влиять на отношения с близкими.

Принципы психологического общения с пациентом и его мотивации к лечению

Рассмотрим базовые и индивидуальные принципы общения с трудным пациентом и формирования мотивации, если больной отказывается лечиться.

Базовые принципы

  • Общая цель
  • Сила прогноза
  • Контракт как разделение ответственности
  • Поддержка при депрессии
  • Примеры успеха
  • Ссылка на авторитет

Индивидуальная подстройка

  • Диагностика мотивов
  • Аргументация в мотивы
  • Разные типы восприятия

Базовые принципы мотивационного общения врача с пациентом

Общая цель. Представьте себе, что на прием пришел пациент с высоким уровнем холестерина, и ему назначен статин. Какую цель лечения при этом видит врач? Конечно же, это не только нормализация, но и длительное поддержание целевого уровня холестерина для снижения риска сердечно-сосудистой катастрофы и ранней смерти. У пациента же, как правило, горизонт планирования короткий: как только показатель холестерина придет в норму, он сразу забудет о статинах. Задача врача – повысить приверженность больного к терапии, показав долгосрочную цель, к которой вы вместе будете стремиться.

Сила прогноза. Это один из самых эффективных методов убеждения пациента. Пока больной в полной мере не осознает прогноза заболевания и отдаленных последствий при соблюдении ваших рекомендаций и без их соблюдения, мотивация у него останется низкой, а цель лечения – только краткосрочной. «У меня повысилось давление, я принял нужное лекарство, и давление нормализовалось. Дальше лечиться не надо, буду принимать препарат только по требованию». Вот вам типичный пример. Расскажите пациенту, что антигипертензивную терапию нужно принимать постоянно, чтобы артериальное давление не повышалось. «Только так мы снизим риск инфаркта, инсульта и преждевременной смерти. Вы будете жить дольше». Чем более наглядно вы покажете долгосрочный прогноз, тем выше будет приверженность к лечению. Не нужно запугивать, лучше используйте факты и доказательства.

Контракт как разделение ответственности. Среди пациентов есть такой миф: успех лечения зависит только от врача. Это не так. Даже самые эффективные лекарства не помогут, если их не принимать. Контрактная модель общения врача и пациента подразумевает принцип партнерства, при котором ответственность за результат лечения делится поровну между врачом и пациентом. «Со своей стороны я могу порекомендовать вам современный препарат с доказанной эффективность, но если вы его не будете принимать регулярно и в назначенной дозе, то нужного результата мы не добьемся».
Остальные принципы и правила общения с трудным пациентом, который не хочет лечиться, мы рассмотрим во второй части материала.

Вы также можете зарегистрироваться на наш бесплатный мастер-класс о том, как наладить контакт и избежать конфликтов с трудным пациентом. На мастер-классе Дмитрий Кононов, лицензированный бизнес-тренер, эксперт по эмоциональному интеллекту и лидерству представит самые лучшие техники по общению с трудным пациентом.


Смотрите также: