«Мне очень трудно вам об этом говорить». Как сообщить пациенту плохую новость

  • Врач и пациент
«Мне очень трудно вам об этом говорить». Как сообщить пациенту плохую новость

Сообщение больному нежелательной информации, которую в англоязычной литературе, а теперь и в России, называют «плохими новостями», — это сложное, эмоционально насыщенное событие и для пациента, и для врача. Специально для того, чтобы доктору стало легче сообщать такие известия, а больной смог правильно их воспринять, эксперты разработали специальные алгоритмы. В этой статье мы расскажем, как правильно сообщать пациенту плохие новости.

Почему так важен алгоритм

Сообщение плохих новостей – сложный момент и для пациента, и для врача. Пациенту психологически тяжело принять страшную правду о своём здоровье, а врачу тяжело о ней говорить. Психологические эксперименты показали, что главной сложностью при сообщении плохих новостей для врача становятся сильные переживания — тревожность, страх, ощущение груза ответственности, опасение негативной реакции.1 Такие переживания могут повлиять на саму тактику сообщения врачом неприятной новости и её восприятие пациентом. Кроме того, они значительно повышают стрессовую нагрузку на врача и со временем провоцируют эмоциональное выгорание.

В настоящее время есть несколько алгоритмов и протоколов сообщения плохих новостей. Но главная задача одна – сделать это максимально деликатно и бережно. В наиболее эффективной на сегодняшний день Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации сообщение плохих новостей рассматривается как частный случай в рамках четвёртого этапа «Объяснение и планирование».

Следование алгоритму сообщения плохих новостей помогает пациенту принять негативную информацию о своём здоровье более спокойно и эмоционально взвешенно. А врачам – испытывать меньше тревоги при непростой беседе и снизить стрессовую нагрузку.

Не спешим, но и не затягиваем

Сообщение плохих новостей представляет собой ступенчатую процедуру с дозированным сообщением информации и паузами между значимыми моментами беседы. Последние направлены на подготовку пациента к сообщению плохих новостей и необходимы для их постепенного, эффективного усвоения.

Мы можем условно выделить три варианта сообщения негативной информации, два из которых будут неправильными.

Вариант №1. Слишком быстро. Врач как будто торопится скорее «выложить» неприятную информацию. Между тем, исследование показало, что пациенту нужно время, чтобы «впитать» плохие новости.2 Спешка повышает риск «неадекватных реакций»: слёз, агрессии, истерик и даже суицидальных действий. Пациент оказывается не готов к негативной информации, если она выливается на него практически мгновенно, как ушат холодной воды.

Кроме того, такой подход «считывается» как формальный, повышает тревожность, снижает степень доверия к врачу и вызывает желание узнать «второе мнение».

Вариант №2. Слишком медленно. В этой ситуации врач, напротив, тянет время, предоставляет информацию завуалированно с возможной надеждой на то, что пациент «сам всё поймёт». Но в большинстве случаев такой подход к сообщению плохих новостей только повышает градус тревоги, непонимания со стороны пациента и, опять же, снижает степень доверия.


Вариант №3. Эффективное сообщение. Чем сложнее и эмоционально насыщеннее информация, тем более маленькими порциями её нужно сообщать и тем более длительные паузы между ними делать. По итогам диалога у пациента должно сформироваться корректное представление о своём состоянии, прогнозе и стратегии лечения.

Начинаем диалог

Давайте рассмотрим основные этапы правильного сообщения плохих новостей.

  1. Начать беседу можно с краткого резюме, предыстории болезни: «Вы обратились ко мне в начале прошлой недели с определёнными жалобами, я назначил(а) вам необходимые анализы и исследования». Второй вариант начала диалога – уточнение текущего состояния. У пациента можно спросить, имеются ли у него симптомы, которые настораживают, попросить рассказать о них подробнее. Этим врач постепенно подводит собеседника к наиболее сложной части беседы. Такая подготовка тем более важна, когда пациент не высказывает никаких жалоб и заявляет, что чувствует себя «уже хорошо». В такой ситуации можно напомнить больному о содержании первого разговора, когда он только обратился за помощью: «Вы пришли ко мне с определёнными жалобами. Мы с вами говорили о том, что они могут быть при разных заболеваниях. Поэтому, чтобы поставить диагноз, Вам назначили обследования».
  2. Делаем «пробный выстрел»: предупреждаем о том, что вынуждены расстроить пациента, но пока не сообщаем саму информацию. Для этой цели можно использовать такие фразы: «Сегодня я хотел(а) бы обсудить с вами результаты обследования. К сожалению, они не такие, как мы ожидали», «Есть неожиданные изменения в анализах, которые нам нужно обсудить», «Мне нужно рассказать вам о чем-то, что может вас расстроить». После этого необходимо сделать паузу, чтобы пациент морально подготовился к плохим новостям. Паузу после «пробного выстрела» может прервать сам пациент, выразив готовность узнать результаты обследования: «Скажите, что в них не так?».
  3. Если этого не произошло, то получаем разрешение на дальнейшее общение: «Я могу продолжить?», «Вы готовы слушать дальше?». После этого сообщаем плохие новости, не забывая делать паузы после каждой значимой фразы.
  4. Обязательно выражаем эмпатию и с пониманием относимся к любым эмоциональным реакциям на плохие новости: «Я вижу, вам очень трудно это слышать», «Вы не ожидали этого», «Мне очень трудно вам об этом говорить», «Мне очень жаль». Не нужно спешить успокаивать пациента. Необходимо дождаться момента, когда будет возможно дать обоснованную надежду, но без неоправданного оптимизма.

А что делать, если пациент не хочет знать свой диагноз? Конечно, это его право. В такой ситуации можно перевести разговор на обсуждение дальнейших действий: «Хорошо, мы можем не говорить сейчас о диагнозе, а сделать это позже. Но готовы ли вы обсудить лечение?».

Любая инициатива врача не должна быть навязанной, однако если состояние здоровья требует неотложных и быстрых действий, то об этом обязательно нужно рассказать.3


В статье использовались материалы:



Смотрите также: