Как сделать прием пациента эффективным?
«Причина эмоционального выгорания врачей в 67% случаев – неудовлетворённость общением с пациентом». Такая статистика – результат низкой популярности моделей ведения приёма, которые требуют развития важных навыков коммуникации. Являясь специалистами в своей сфере, врачи нередко недооценивают необходимость выстраивать доверительный диалог с пациентом, в особенности на первом приёме.
«Но ведь все люди разные, а врач – тоже человек. Он должен хорошо разбираться в своей сфере, необязательно быть хорошим собеседником и тем более – психологом».
Это распространённое и понятное замечание, если не знать о последствиях некачественного общения врач-пациент.
Стоит помнить, что пациент определяет важность отдельных симптомов и событий, исходя из собственных представлений, а не руководствуясь научным знанием, которое есть у врача. Поэтому получить максимум информации, даже кажущейся пациенту неважной, интимной или стыдной – значит повысить вероятность более быстрой, точной и своевременной постановки диагноза.
Доказанная польза от эффективного общения для врача и пациента заключается в:
- Уменьшении конфликтов.
- Лучшем запоминании информации пациентом и большей приверженности лечению.
- Уменьшении испытываемого стресса и повышении удовлетворённости приёмом.
Как было бы здорово, если бы каждый пациент давал доктору обратную связь!
И правда, было бы удобно производить «тонкую настройку» своих методов ведения приёма, имея обратную связь от каждого пациента.
Поэтому, для решения проблемы получения обратной связи при обучении врачей навыкам, где требуется коммуникация с пациентом, стали вводить специально обученных людей – симулированных пациентов.
Это актёры, которых долго и целенаправленно учат воспроизводить разные модели поведения пациентов на медицинских консультациях. Важной задачей симулированного пациента является не только сыграть свою роль, но и подробно описать свои эмоции и ощущения врачу.
Симулированных актёров используют в том числе для проверки различных моделей ведения приёма для анализа их эффективности.
Какую модель использовать?
Мы предлагаем использовать Калгари-Кембриджскую модель, и вот почему:
- Она самая структурированная, так как описывает последовательность этапов и действий.
- Включает 73 коммуникативных навыка.
- Описывает задачи для каждого этапа.
- Подтвердила свою эффективность во множестве исследований.
- Имеет убедительную доказательную базу.
- Преподаётся во многих европейских медицинских университетах.
Внедрение модели позволяет развить важные аспекты необходимого для врача клинического мышления, одной из ключевых компетенций которого являются навыки общения.
При создании курса по Калгари-Кембриджской модели мы фокусировались как раз на взаимосвязи структуры приема и клинического мышления - таком важном вопросе, который незаслуженно редко упоминается.
Хорошее начало.
Пример работы с симулированным пациентом при тестировании Калгари-Кембриджской модели можно свести к простой схеме:
- Проведение «классической» консультации с включением самых распространённых среди врачей ошибок коммуникации.
- Получение обратной связи от симулированного пациента.
- Введение изменений согласно проверяемой модели.
- Повторное получение обратной связи.
- Анализ обратной связи и формирование выводов.
Таким образом, врач рискует услышать настоящую жалобу пациента «в дверях» или не услышать вовсе.
По этой причине на консультации нужно сделать несколько простых, но важных шагов, согласно Калгари-Кембриджской модели:
- Врач должен представиться, назвав себя и свою должность.
- Попросить пациента представиться.
- Проявить заботу к пациенту, предложив расположиться поудобнее.
- Задавать пациенту больше открытых вопросов.
- Соблюдать правило «золотой минуты», в течение которой вовлечённо слушать пациента, не перебивая его.
- В процессе монолога проводить скрининг с использованием форм вопроса «что ещё?».
- Обсудить с пациентом повестку и план лечения.
Несмотря на очевидный положительный эффект описанных шагов, для некоторых врачей отдельные пункты могут показаться избыточными или даже вредными. Подробнее о них мы постараемся рассказать в будущем.
Надеемся, в этой статье нам удалось донести пользу эффективного общения врача с пациентом, в особенности в самом начале консультации.Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете, как эффективно взаимодействовать с пациентом на первичном приеме, пройдите наш онлайн-тест.