Почему пациент не хочет лечиться, и что делать? От «звездных» примеров — к личным мотиваторам

  • Врач и пациент
Почему пациент не хочет лечиться, и что делать? От «звездных» примеров — к личным мотиваторам

В первой части материала мы рассказали, что мотивация пациента на лечение начинается с мотивации самого врача, раскрыли силу белого халата и разобрали три базовых принципа психологического общения с пациентом: общую цель, силу прогноза и контракт как разделение ответственности. Теперь расскажем о других принципах.

Окажите поддержку, сошлитесь на авторитет

Чем сложнее и опаснее диагноз, тем больше пациент нуждается во внимании, заботе, человеческом отношении и, вместе с тем, в правдивой информации о болезни — без мифов, слухов и нагнетания страха. Фактор поддержки особенно важен, если заболевание выявлено на запущенной стадии, и больной отказывается лечиться, либо приверженность к терапии низка, так как он не замечает эффекта или не верит в успех. Это может усилить депрессию и тревогу, а такое психоэмоциональное состояние негативно отразится на прогнозе. «Никогда не поздно бороться за свое здоровье, сдаваться нельзя, я вам помогу», — главный месседж для такого пациента. Важно показать, что с современными методами лечения позитивный прогноз возможен.

Мощным фактором мотивации в общении с трудным пациентом могут стать примеры из жизни известных людей, которые смогли начать новую жизнь и достичь высоких результатов в контроле над болезнью.

А еще можно сослаться на авторитет — лидера мнения, который вызывает доверие у пациента. Помните, как активно в период пандемии COVID-19 люди покупали витамины и другие биодобавки, о возможной пользе которых говорили эксперты…?

Стимулируйте и мотивируйте

Стремления

1. Жить, а не выживать.
2. Принимать минимум лекарств.
3. Продолжать работать.
4. Сохранить активность.
5. Закрыть ипотеку.
6. Воспитывать (поднимать) детей и внуков...

Страхи

1. Умереть раньше времени.
2. Стать обузой для семьи.
3. Зависеть от лекарств.
4. Чувствовать себя больным.
5. Потерять уверенность в завтрашнем дне и возможность выбора.
6. Ограничения в привычном образе жизни.

Как узнать мотивы пациента

  1. Обращайте внимание на возражения пациентов — с ними можно и нужно работать. Выясните у больного причины его опасений и тревожности, а также ожидания и планы, которые способна нарушить болезнь. Задавайте больше открытых вопросов, которые требуют развернутых ответов. Много мотиваторов можно выявить, если спросить у собеседника, как проходит его обычный день.
  2. Из вопросов и высказываний самого пациента: «А когда я смогу вернуться на работу?» (мотивация — работа), «Мне надо помогать дочери воспитывать внука» (мотивация — внук) и так далее.
  3. Из данных анамнеза: что именно привело пациента к врачу, при каких обстоятельствах возникли симптомы заболевания. Например, пациент может сообщить, что ему стало плохо во время работы на приусадебном участке или ремонта по дому. Вероятно, для такого пациента важна хорошая физическая форма, высокая работоспособность.
  4. На тактику убеждения пациента влияют возраст, пол и социальный статус больного. К примеру, для подростка важно сохранять свое положение среди сверстников, быть в центре внимание и привлекательно выглядеть. Для мамы с ребенком важно благополучие чада и возможность дать ему все необходимое. Для офисного сотрудника — ментальное здоровье, высокая умственная работоспособность, а для пожилого человека — возможность обслуживать себя и не быть близким в тягость.

У вас на приеме… героини фильма «Москва слезам не верит»

В качестве наглядного примера вспомним героинь кинокартины «Москва слезам не верит» и выясним, какие мотиваторы главные в жизни женщин.

Катерина — простая, но в то же время волевая, активная и умная, привыкла всего добиваться сама. Неудивительно, что во второй серии она предстает перед нами вполне состоявшейся женщиной c образованием, построенной карьерой и семьей, требовательным и справедливым руководителем. Общение врача с пациентом и формирование приверженности к терапии в таком случае может быть основано на таких мотиваторах, как поддержание имиджа, дальнейший профессиональный успех и возможность всегда быть в строю.

Главный месседж: «Если вы хотите оставаться столь же успешными и всегда быть в ресурсном состоянии, то вам рекомендуется…».

Антонина воплощает образ среднестатистической советской женщины, которая хочет быть счастливой, работать и вести размеренную семейную жизнь, сохранять хорошие отношения со своим окружением. Антонина во многом консерватор, она не стремится к радикальным изменениям и ценит постоянство. Иногда такой пациент категорически отказывается от приема новых препаратов, так как убежден, что «старое и проверенное» всегда лучше и безопаснее.

Главный месседж: «Если вы хотите сохранить привычный образ жизни и свою роль в семье, то вам рекомендуется…».

Людмила — амбициозная и пробивная, живет по принципу: вижу цель — не вижу препятствий. Мечтает жить в столице и удачно выйти замуж. Ей важны комплименты и признание, восхищенные взгляды. Она носит модную одежду и украшения, делает прически — все ради внимания потенциальных кавалеров. Даже спустя десятилетия Людмила по-прежнему хочет получать все и сразу. Эти стремления могут стать мощными мотиваторами, если пациент отказывается от лечения.

Главный месседж: «Если вы хотите как можно дольше оставаться молодой, хорошо выглядеть и получать от жизни максимум, то вам рекомендуется...».

Узнайте своего пациента лучше, и тогда вы получите мощные инструменты мотивации и поддержания высокой приверженности к лечению.
А на бесплатном мастер-классе «ТОП-3 техники как договориться с трудным пациентом» наш эксперт, лицензированный бизнес-тренер по коммуникации Дмитрий Кононов представит лучшие техники по выстраиванию эффективных взаимоотношений с пациентами. Расскажет, как избегать конфликтов и работать с возражениями.

Выбирайте удобное для вас время и регистрируйтесь на мастер-класс!



Смотрите также: