На приеме директивный пациент: как общаться?

  • Врач и пациент
На приеме директивный пациент: как общаться?

Ссылка на вебинар.

Продолжая изучать типологию DISC, мы разберем подробнее правила общения с пациентом, стиль поведения которого называют директивным. Как же нужно с ним взаимодействовать и как взаимодействовать ни в коем случае не стоит?
Директивный стиль поведения в модели DISC обозначен красным цветом не случайно: с таким пациентом часто трудно. 
Вспомним основные характеристики пациента директивного стиля. Его девизом можно назвать фразу «быстрее достичь цели». Если понаблюдать за поведением такого пациента, то можно отметить, что он:

  • решителен в действиях и поступках;

  • уверен в своей правоте;

  • высоко ценит время;

  • предпочитает сам контролировать ситуацию.

 Для принятия решений директивному пациенту необходимо выяснить все ключевые выгоды. 

 Характерные примеры проявления директивного стиля в речи:

  • активная жестикуляция;

  • агрессивность;

  • уверенные интонации;

  • быстрые четкие ответы;

  • перебивает собеседника.

Как же правильно взаимодействовать с директивным пациентом? 

Врач расположит к себе директивного пациента, если: 

  • отлично владеет информацией;

  • в приоритет ставит дело, а не рассуждения;

  • говорит о результатах и целях лечения;

  • излагает свои мысли кратко, ясно и быстро; 

  • сконцентрирован на выгоде для пациента.

Важно помнить, что в коммуникации с директивным типом пациента нельзя:

  • быть многословным;

  • приукрашивать и преувеличивать;

  • замалчивать слабые моменты;

  • говорить расплывчато и неоднозначно с использованием слов «возможно», «может быть»;

  • давать обещания и не выполнять их. 

Итак, чтобы лучше себе представить правила коммуникации с директивным пациентом, разберем два диалога врача Марии Ивановны и пациента Веры Александровны.

Диалог №1, как НЕ надо

– Мария Ивановна, я хочу посмотреть результаты своего обследования.

– Да. Вера Александровна, конечно. Вы знаете, после проведенного обследования ваш диагноз – дисциркуляторная энцефалопатия – подтвержден. 

– Так, и что же мы будем делать? 

– Ну, пожалуйста, не переживайте! Я вас очень понимаю и разделяю ваше беспокойство. Я хочу вам помочь, конечно же, и для этого, именно для того, чтобы мы вместе с вами могли разобраться, и для того, чтобы вы могли ввести свой привычный образ жизни, и чтобы не было проблем с памятью, вниманием, уровнем активности, конечно же, нужно соблюдать регулярное поддерживающее лечение и мои рекомендации. Давайте на них посмотрим…

Здесь пациент, который привык получать информацию быстро, уже теряет нить диалога и начинает злиться. Дальше уровень недовольства может нарастать, и пациент перестанет воспринимать смысл слов и рекомендаций врача. Это неизбежно повлияет на результат лечения и дальнейшую коммуникацию. 

Диалог №2, как НАДО

– Мария Ивановна, я хочу посмотреть результаты своего обследования.

– Вера Александровна, конечно. Вы знаете, после проведенного обследования ваш диагноз – дисциркуляторная энцефалопатия – подтвержден. 

– Мне некогда болеть. Каков план лечения?

– Очень важно выполнить мои рекомендации: динамическое наблюдение 2 раза в год, регулярная поддерживающая терапия, соблюдение режима физических нагрузок и отдыха.

– Прекрасно! И чем я буду лечиться?

– Смотрите, есть препараты, курс терапии которыми составляет всего лишь 10 дней. 

– О, это мне подходит!

– Да, и позволит вам вернуться к своему привычному образу жизни. 

Здесь наш директивный пациент получил план лечения и понял, что надо делать. Также, он услышал пользу, получил четкие и короткие ответы на свои вопросы. Кроме всего прочего, пациент увидел, что врач старается подобрать лечение, выгодное для него.

Еще больше примеров, навыков и практики вы найдете на курсе «Эффективное общение по Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации». Авторская методика позволит вам уже в процессе обучения освоить техники, необходимые для общения с любым типом пациентов. Вы сможете управлять диалогом и легко доносить пользу до своих пациентов, а также выстроите партнерское и доброжелательное общение со своими пациентами.

Узнать, как Калгари-Кембриджская модель улучшит ваши консультации можно прямо сейчас, на бесплатном уроке. 

Пройти урок

Смотрите также:

Field "VALUE_REF" already has entity