Взаимодействие с пациентами: как определить характер по модели DISC
Историческая справка
В 1928 году Уильям Морстон опубликовал книгу «Эмоции нормальных людей». Основные принципы из этой книги и легли в теорию DISC личности. Модель DISC – достаточно простая и популярная система для определения типа личности. Она может помочь врачу быстро сориентироваться в типе характера пациента, выстроить удобные правила общения и свести к минимуму конфликты. Название модели DISC составлено по первым буквам ключевых характеристик, преобладающих у каждого типа характера, а также добавлено цветовое обозначение. Удобно и просто.
-
«Красный» D – Dominance (доминирование)
-
«Жёлтый» I – Influence (влияние)
-
«Зеленый» S – Steadiness (постоянство, стабильность)
-
«Синий» C – Compliance (приверженность, соответствие)
Определяем критерии
Для выяснения типа характера используют 2 ключевых критерия. Первый критерий, что для человека первично в коммуникациях, задачи или отношения? Второй критерий, как человек действует и как реагирует на конкретные ситуации, активно или пассивно?
Модель DISC предполагает 4 разных типа личности
Ключевое слово для директивного типа личности – контроль. Ключевые характеристики – деловой, волевой, решительный, целеустремленный и требовательный человек. Директивный пациент приходит решить конкретную проблему и может даже указывать и диктовать свое видение процесса лечения. Склонен к агрессии. Его девиз – быстро достичь цели.
Тип 2. «Желтый», эмоциональная личность.
Ключевое слово – признание. Ключевые характеристики – активная коммуникация, красноречие, убедительность, открытость, энтузиазм и общительность. В коммуникации эмоциональный пациент будет активно строить отношения с врачом для успешного лечения. Его девиз – достичь цели с удовольствием.
Тип 3. «Зеленый», дружелюбная личность.
Ключевое слово для него – забота. Ключевые характеристики – расслабленный, сочувствующий, ободряющий, терпеливый и надежный. Дружелюбный пациент очень старается построить отношения с врачом, но сам инициативу не проявляет, а ждет заботы. Терпеливо и спокойно, но пассивно. Поэтому правила общения с таким пациентом должны включать инициативу со стороны врача. Девиз дружелюбного пациента – достичь цели безопасно.
Тип 4. «Синий», аналитик.
Ключевое слово для него – экспертиза. Ключевые характеристики – точный, осторожный, формальный, рассудительный и осмотрительный. Пациент-аналитик пытается решить свою проблему единственно верным путем. Такой пациент может быть трудным, въедливым. Он любит собирать и сравнивать экспертные мнения разных специалистов, подробно анализировать и подвергать сомнению результаты анализов в разных лабораториях, подписан на рассылки интернет-ресурсов. Его девиз – достичь цели точно по правилам.
Определение типа личности пациентов по модели DISC поможет узнать, кто перед нами. Одни пациенты планируют, другие – действуют спонтанно. Одним важна теория, другим – только факты. Одним нужно общение, а другим – размышления в одиночестве.
Использование модели DISC помогает нам лучше уловить эмоциональное состояние пациентов, а также эффективнее взаимодействовать с коллегами по работе, детьми, родителями и другими родственниками, друзьями и знакомыми. Типология DISC также подскажет, как лучше понимать свои сильные и слабые стороны и как учитывать это в работе. В следующих статьях мы подробно разберем каждый тип личности отдельно.
Чтобы не запутаться в правилах общения с различными пациентами и эффективно распределять время приема между беседой с пациентом и диагностическим поиском, существует особая модель консультации – Калгари-Кембриджская модель. Мы подготовили специальный курс, чтобы врачу было проще работать с трудными пациентами в любом эмоциональном состоянии.
А еще Калгари-Кембриджская модель консультации помогает улучшить клиническое мышление, структурировать время приема, обеспечивает благоприятную атмосферу и полную запись. Приходите на бесплатный урок, чтобы узнать еще больше!