На приеме директивный пациент: как общаться?
Вспомним основные характеристики пациента директивного стиля. Его девизом можно назвать фразу «быстрее достичь цели». Если понаблюдать за поведением такого пациента, то можно отметить, что он:
-
решителен в действиях и поступках;
-
уверен в своей правоте;
-
высоко ценит время;
-
предпочитает сам контролировать ситуацию.
Для принятия решений директивному пациенту необходимо выяснить все ключевые выгоды.
Характерные примеры проявления директивного стиля в речи:
-
активная жестикуляция;
-
агрессивность;
-
уверенные интонации;
-
быстрые четкие ответы;
-
перебивает собеседника.
Как же правильно взаимодействовать с директивным пациентом?
Врач расположит к себе директивного пациента, если:
-
отлично владеет информацией;
-
в приоритет ставит дело, а не рассуждения;
-
говорит о результатах и целях лечения;
-
излагает свои мысли кратко, ясно и быстро;
-
сконцентрирован на выгоде для пациента.
Важно помнить, что в коммуникации с директивным типом пациента нельзя:
-
быть многословным;
-
приукрашивать и преувеличивать;
-
замалчивать слабые моменты;
-
говорить расплывчато и неоднозначно с использованием слов «возможно», «может быть»;
-
давать обещания и не выполнять их.
Итак, чтобы лучше себе представить правила коммуникации с директивным пациентом, разберем два диалога врача Марии Ивановны и пациента Веры Александровны.
Диалог №1, как НЕ надо
– Мария Ивановна, я хочу посмотреть результаты своего обследования.
– Да. Вера Александровна, конечно. Вы знаете, после проведенного обследования ваш диагноз – дисциркуляторная энцефалопатия – подтвержден.
– Так, и что же мы будем делать?
– Ну, пожалуйста, не переживайте! Я вас очень понимаю и разделяю ваше беспокойство. Я хочу вам помочь, конечно же, и для этого, именно для того, чтобы мы вместе с вами могли разобраться, и для того, чтобы вы могли ввести свой привычный образ жизни, и чтобы не было проблем с памятью, вниманием, уровнем активности, конечно же, нужно соблюдать регулярное поддерживающее лечение и мои рекомендации. Давайте на них посмотрим…
Здесь пациент, который привык получать информацию быстро, уже теряет нить диалога и начинает злиться. Дальше уровень недовольства может нарастать, и пациент перестанет воспринимать смысл слов и рекомендаций врача. Это неизбежно повлияет на результат лечения и дальнейшую коммуникацию.
Диалог №2, как НАДО
– Мария Ивановна, я хочу посмотреть результаты своего обследования.
– Вера Александровна, конечно. Вы знаете, после проведенного обследования ваш диагноз – дисциркуляторная энцефалопатия – подтвержден.
– Мне некогда болеть. Каков план лечения?
– Очень важно выполнить мои рекомендации: динамическое наблюдение 2 раза в год, регулярная поддерживающая терапия, соблюдение режима физических нагрузок и отдыха.
– Прекрасно! И чем я буду лечиться?
– Смотрите, есть препараты, курс терапии которыми составляет всего лишь 10 дней.
– О, это мне подходит!
– Да, и позволит вам вернуться к своему привычному образу жизни.
Здесь наш директивный пациент получил план лечения и понял, что надо делать. Также, он услышал пользу, получил четкие и короткие ответы на свои вопросы. Кроме всего прочего, пациент увидел, что врач старается подобрать лечение, выгодное для него.
Еще больше примеров, навыков и практики вы найдете на курсе «Эффективное общение по Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации». Авторская методика позволит вам уже в процессе обучения освоить техники, необходимые для общения с любым типом пациентов. Вы сможете управлять диалогом и легко доносить пользу до своих пациентов, а также выстроите партнерское и доброжелательное общение со своими пациентами.
Узнать, как Калгари-Кембриджская модель улучшит ваши консультации можно прямо сейчас, на бесплатном уроке.
Пройти урок