Дороги, которые мы выбираем: как наш мозг принимает решения, и как мы от этого устаем.

  • Личная эффективность
  • Врач и пациент
Дороги, которые мы выбираем: как наш мозг принимает решения, и как мы от этого устаем.

«Дело не в дороге, которую мы выбираем – то, что внутри нас заставляет ее выбирать.»

О.Генри

Смотреть вебинар

Наш мозг вынужден ежедневно принимать примерно 35 000 самых разных решений. Принятие решений учитывает выбор альтернативных вариантов, распределение риска и вознаграждения. В итоге мы получаем оптимальное решение из множества допустимых альтернатив. 

У каждого решения есть личностный профиль (уравновешенный, импульсивный или инертный) и свой способ поиска (логический, статистический или эвристический).

Логический 

Оптимален при наличии исчерпывающей информации, линеен, схематичен, длителен и требует высокой концентрации внимания и следования привычным стереотипам мышления. Однако критически важные обстоятельства могут быть упущены из виду, а на пути могут подстерегать когнитивные ошибки. 

Статистический 

Принятие решений основывается только на собственном, по определению ограниченном, опыте проб и ошибок. Наш разум с легкостью попадает в колею, образованную одним или двумя наблюдениями, как сказал Уильям Ослер.

Эвристический 

Принятие решения на основе формирования эвристик – ассоциаций между похожими или совпадаюшими по времени событиями. Например, эвристика доступности - оценка как более вероятного того, что более доступно в памяти. Это интуитивный процесс, в котором человек оценивает частоту или возможность события по легкости, с которой примеры и случаи приходят на ум, т.е. легче вспоминаются. Но эвристики бывают ошибочными.

Какие процессы мышления участвуют в принятии решения?

Уильям Джеймс, отец классической психологии, выделял интуитивное и рационально-логическое мышление. Интуитивное мышление связано с непроизвольностью, автоматизмами, подсознанием и поверхностной обработкой информации, поэтому протекает достаточно быстро и выручает нас в ситуации повседневного выбора, например, чай или кофе?  Рационально-логическое мышление ориентируется на более глубокую обработку информации, точность, внимание к деталям, поэтому занимает больше времени и требуется в случаях более сложного выбора, например, школы для ребенка. 

Джеффри Грей разработал модель биоповеденческих систем, согласно которой функционируют система активации и система торможения поведения. Первая активирует поведение в ответ на сигналы вознаграждения и отсутствия наказания, а вторая – вызывает тревогу и торможение поведения в новых условиях. В норме эти системы взаимно дополняют друг друга и обеспечивают процесс принятия решения нашим мозгом.

Какие области мозга играют ключевую роль в принятии решений?

1. Миндалевидное тело – наша «эмоциональная батарейка». Здесь аккумулируются все яркие и эмоциональные реакции.

2. Прилежащее ядро – центр удовольствия, реагирующий на вознаграждения. 

3. Островковая кора – центр негативных реакций, активируется в условиях беспокойства, боли, предчувствия риска и потерь.

4. Передняя поясная кора – обработка внутренних конфликтов при трудном выборе, быстрое стоп-решение. 

5. Орбитофронтальная кора – оповещение об ожидаемых наградах/ наказаниях в определенных ситуациях. 

6. Дорсолатеральная префронтальная кора – рациональные решения, кратковременная память.

7. Вентромедиальная префронтальная кора – регуляция эмоций.

А «дирижер» основных процессов центрального контроля головного мозга – управляющие функции мозга. Именно они устанавливают связи, очередность и интеграции при непрерывной реализации когнитивных функций.  «Холодные» управляющие функции обеспечивают когнитивный контроль и действуют в эмоционально нейтральных ситуациях. «Горячие» - контролируют поведение в аффективно и мотивационно заряженных ситуациях, например когда необходимо сдержать желание получить привлекательный объект.

Что такое когнитивный контроль?

Когнитивный контроль – способность к когнитивному анализу, предвосхищению и планированию деятельности – включает переключение между видами деятельности, поддержание текущей деятельности и подавление сторонних импульсов. Когнитивный контроль складывается из совместного функционирования тормозного контроля, рабочей памяти и когнитивной гибкости.

1.Тормозной контроль – способность тормозить доминантную реакцию и/или активировать субдоминантную реакцию, способность планировать и находить ошибки. Контроль импульсов позволяет произвольно тормозить, активировать или модулировать внимание и поведение. 

2. Рабочая память связывает элементы актуальной задачи, которые появились ранее и которые появляются позже в последовательность решения задачи. 

3.Когнитивная гибкость – приспособление к меняющимся требованиям или приоритетам, признание своих ошибок, создание условий для допуска в анализ внезапных (неожидаемых) возможностей и внутренней прозорливости.

Таким образом, принятие решений – это очень непростой и физиологически затратный процесс, особенно когда есть конкурирующая мотивация. Усталость от принятия решений ослабляет силу воли, что постепенно приводит к астении – снижению физической и психической активности и их повышенной истощаемости.

Что мешает принимать решения?

1. Когнитивная усталость. 

Она дестабилизирует процесс принятия решений, что приводит к несогласованным предпочтениям и информационным стратегиям, которые могут значительно снизить качество решений.

2. Когнитивная скупость. 

В состоянии усталости характерна максимальная бережливость в расходовании когнитивных способностей. Мы склонны обрабатывать информацию наиболее экономично, даже если это приводит к менее аккуратным результатам. Например, мы рассматриваем вопрос только с одной стороны (одна цена вместо цена+качество).  

3. Избегание неопределенности. 

В условиях столкновения со сложным выбором, мы экономим когнитивные усилия и избегаем принимать решения вообще.

Процессу принятия решений у неврологических пациентов могут помочь ноотропные и нейропротекторные препараты (Кортексин, Рекогнан), небензодиазепиновые транквилизаторы и когнитивная психотерапия.

Ссылка  на полную версию вебинара.

Оцените статью
+ 10 баллов
Оценить

Смотрите также: