Дороги, которые мы выбираем: как наш мозг принимает решения, и как мы от этого устаем.
«Дело не в дороге, которую мы выбираем – то, что внутри нас заставляет ее выбирать.»
О.Генри
Наш мозг вынужден ежедневно принимать примерно 35 000 самых разных решений. Принятие решений учитывает выбор альтернативных вариантов, распределение риска и вознаграждения. В итоге мы получаем оптимальное решение из множества допустимых альтернатив.
У каждого решения есть личностный профиль (уравновешенный, импульсивный или инертный) и свой способ поиска (логический, статистический или эвристический).
Логический
Оптимален при наличии исчерпывающей информации, линеен, схематичен, длителен и требует высокой концентрации внимания и следования привычным стереотипам мышления. Однако критически важные обстоятельства могут быть упущены из виду, а на пути могут подстерегать когнитивные ошибки.
Статистический
Принятие решений основывается только на собственном, по определению ограниченном, опыте проб и ошибок. Наш разум с легкостью попадает в колею, образованную одним или двумя наблюдениями, как сказал Уильям Ослер.
Эвристический
Принятие решения на основе формирования эвристик – ассоциаций между похожими или совпадаюшими по времени событиями. Например, эвристика доступности - оценка как более вероятного того, что более доступно в памяти. Это интуитивный процесс, в котором человек оценивает частоту или возможность события по легкости, с которой примеры и случаи приходят на ум, т.е. легче вспоминаются. Но эвристики бывают ошибочными.
Какие процессы мышления участвуют в принятии решения?
Уильям Джеймс, отец классической психологии, выделял интуитивное и рационально-логическое мышление. Интуитивное мышление связано с непроизвольностью, автоматизмами, подсознанием и поверхностной обработкой информации, поэтому протекает достаточно быстро и выручает нас в ситуации повседневного выбора, например, чай или кофе? Рационально-логическое мышление ориентируется на более глубокую обработку информации, точность, внимание к деталям, поэтому занимает больше времени и требуется в случаях более сложного выбора, например, школы для ребенка.
Джеффри Грей разработал модель биоповеденческих систем, согласно которой функционируют система активации и система торможения поведения. Первая активирует поведение в ответ на сигналы вознаграждения и отсутствия наказания, а вторая – вызывает тревогу и торможение поведения в новых условиях. В норме эти системы взаимно дополняют друг друга и обеспечивают процесс принятия решения нашим мозгом.
Какие области мозга играют ключевую роль в принятии решений?
1. Миндалевидное тело – наша «эмоциональная батарейка». Здесь аккумулируются все яркие и эмоциональные реакции.
2. Прилежащее ядро – центр удовольствия, реагирующий на вознаграждения.
3. Островковая кора – центр негативных реакций, активируется в условиях беспокойства, боли, предчувствия риска и потерь.
4. Передняя поясная кора – обработка внутренних конфликтов при трудном выборе, быстрое стоп-решение.
5. Орбитофронтальная кора – оповещение об ожидаемых наградах/ наказаниях в определенных ситуациях.
6. Дорсолатеральная префронтальная кора – рациональные решения, кратковременная память.
7. Вентромедиальная префронтальная кора – регуляция эмоций.
А «дирижер» основных процессов центрального контроля головного мозга – управляющие функции мозга. Именно они устанавливают связи, очередность и интеграции при непрерывной реализации когнитивных функций. «Холодные» управляющие функции обеспечивают когнитивный контроль и действуют в эмоционально нейтральных ситуациях. «Горячие» - контролируют поведение в аффективно и мотивационно заряженных ситуациях, например когда необходимо сдержать желание получить привлекательный объект.
Что такое когнитивный контроль?
Когнитивный контроль – способность к когнитивному анализу, предвосхищению и планированию деятельности – включает переключение между видами деятельности, поддержание текущей деятельности и подавление сторонних импульсов. Когнитивный контроль складывается из совместного функционирования тормозного контроля, рабочей памяти и когнитивной гибкости.
1.Тормозной контроль – способность тормозить доминантную реакцию и/или активировать субдоминантную реакцию, способность планировать и находить ошибки. Контроль импульсов позволяет произвольно тормозить, активировать или модулировать внимание и поведение.
2. Рабочая память связывает элементы актуальной задачи, которые появились ранее и которые появляются позже в последовательность решения задачи.
3.Когнитивная гибкость – приспособление к меняющимся требованиям или приоритетам, признание своих ошибок, создание условий для допуска в анализ внезапных (неожидаемых) возможностей и внутренней прозорливости.
Таким образом, принятие решений – это очень непростой и физиологически затратный процесс, особенно когда есть конкурирующая мотивация. Усталость от принятия решений ослабляет силу воли, что постепенно приводит к астении – снижению физической и психической активности и их повышенной истощаемости.
Что мешает принимать решения?
1. Когнитивная усталость.
Она дестабилизирует процесс принятия решений, что приводит к несогласованным предпочтениям и информационным стратегиям, которые могут значительно снизить качество решений.
2. Когнитивная скупость.
В состоянии усталости характерна максимальная бережливость в расходовании когнитивных способностей. Мы склонны обрабатывать информацию наиболее экономично, даже если это приводит к менее аккуратным результатам. Например, мы рассматриваем вопрос только с одной стороны (одна цена вместо цена+качество).
3. Избегание неопределенности.
В условиях столкновения со сложным выбором, мы экономим когнитивные усилия и избегаем принимать решения вообще.
Процессу принятия решений у неврологических пациентов могут помочь ноотропные и нейропротекторные препараты (Кортексин, Рекогнан), небензодиазепиновые транквилизаторы и когнитивная психотерапия.
Ссылка на полную версию вебинара.