Почему пациент не хочет лечиться? От мотивации врача – к мотивации больного
Мотивация и формирование приверженности к лечению – одна из важнейших задач и, в то же время, главных проблем во взаимоотношениях врача и пациента. Особенно когда больному необходима длительная, а тем более пожизненная терапия. По средним расчетам, от 20 до 80% больных по тем или иным причинам не соблюдают все рекомендации врача.1 Давайте вместе разберем, как мотивировать пациента, который не хочет лечиться, и достичь высокой приверженности к лекарственной терапии.
Начнем с мотивации… себя
Представьте такую ситуацию: вы всеми силами хотите «причинить пациенту непоправимую пользу», а больной отказывается от лечения. В такой ситуации прежде всего важно не допустить собственной демотивации, не опустить руки и не сказать в сердцах: «Да делайте вы что хотите!» Даже если перед вами действительно трудный пациент. Подумайте, что больше всего воодушевляет вас в работе и перезаряжает «внутреннюю батарейку»? Вероятнее всего, это не процесс, а результат. Вы можете встать не с той ноги, прийти на работу раздраженным и уставшим. Но согласитесь, когда к вам на обходе подходит пациент и благодарит за результат вашего труда, «внутренний аккумулятор» сразу перезаряжается. Давайте будем работать именно на результат!
Сила белого халата
Знаете ли вы, что халат, который ожидает вас в шкафчике, – это инструмент повышения вашей мотивации и профилактики профессионального выгорания? Когда вы надеваете халат, то понимаете: «Я – врач. Я уравновешенный, спокойный человек, профессионал и искренне хочу помочь людям. Я понимаю, что пациенты имеют право вести себя по-разному. Их слова и действия могут быть проявлениями болезни, внутреннего беспокойства, растерянности. Если бы они были здоровы, то, возможно, так бы себя не вели. Я должен помочь решить их проблемы, ведь они сами не могут с ними справиться». Если пациент категорически отказывается от лечения, то важно выяснить, чем это вызвано. Научитесь понимать своих пациентов, их боль и тревогу. «Нельзя врачевать тело, не врачуя душу», – говорил Сократ.
- Негатив
- Нагнетание
- Оскорбление
- Категоричность
- Повышенный тон
- Переход на личности
- Критика при посторонних
- Нехватка конкретных фактов
Мы перечислили главные опасности врача в диалоге с отказывающимся пациентом. Белый халат – важный элемент не только самоуважения, но и самодисциплины. Он не должен позволить вам перейти опасную грань.
Когда рабочий день закончится, вы оставляете халат в ординаторской. Постарайтесь оставить здесь же, на работе, все трудности и проблемы, связанные с ней. К сожалению, мы часто «уносим» их домой. Это не позволяет отдохнуть и может негативно влиять на отношения с близкими.
Принципы психологического общения с пациентом и его мотивации к лечению
Рассмотрим базовые и индивидуальные принципы общения с трудным пациентом и формирования мотивации, если больной отказывается лечиться.
Базовые принципы
- Общая цель
- Сила прогноза
- Контракт как разделение ответственности
- Поддержка при депрессии
- Примеры успеха
- Ссылка на авторитет
Индивидуальная подстройка
- Диагностика мотивов
- Аргументация в мотивы
- Разные типы восприятия
Базовые принципы мотивационного общения врача с пациентом
Контракт как разделение ответственности. Среди пациентов есть такой миф: успех лечения зависит только от врача. Это не так. Даже самые эффективные лекарства не помогут, если их не принимать. Контрактная модель общения врача и пациента подразумевает принцип партнерства, при котором ответственность за результат лечения делится поровну между врачом и пациентом. «Со своей стороны я могу порекомендовать вам современный препарат с доказанной эффективность, но если вы его не будете принимать регулярно и в назначенной дозе, то нужного результата мы не добьемся».
Вы также можете зарегистрироваться на наш бесплатный мастер-класс о том, как наладить контакт и избежать конфликтов с трудным пациентом. На мастер-классе Дмитрий Кононов, лицензированный бизнес-тренер, эксперт по эмоциональному интеллекту и лидерству представит самые лучшие техники по общению с трудным пациентом.