Как провести начало приема? Выводы и рекомендации врачей после практики с симулированным пациентом.
Обучение навыкам общения с пациентами имеет свои особенности. Что легко, понятно или кажется не важным при изучении теории, становится критичным в реальном общении с пациентом на приёме. Влияет на уровень доверия и готовность пациента к совместному лечебному процессу с конкретным врачом.
В нашей статье-знакомстве с Калгари-Кембриджской моделью медицинских консультаций, писали об её первом этапе начала приёма и знакомстве с пациентом. Здесь хотим поделиться выводами врачей, к которым они пришли во время практики с симулированным пациентом на нашем онлайн-курсе «Навыки общения с пациентами по Калгари Кембриджской модели консультаций».
Первым откровением стало признание реальной причины, почему в 50% случаях врачам не удается выяснить основную проблему, с которой к ним пришел пациент. Если по наитию это чаще всего связывали с обеспокоенностью врачей уложиться в отведенное время приёма. На практике выяснилось, что главная причина — смазанное начало консультации из-за стремления врачей поскорей перейти к сбору информации о пациенте и осмотру.
Starfield et al. (1981) выяснили, что в половине случаев обращений к врачам общей практики мнение пациентов о характере основной проблемы не совпадало с мнением врачей.
9 шагов, которые помогут провести начало консультации и достичь основных целей:
Подготовиться к началу приёма
- Отложите предшествующую работу, успокойтесь и займите удобное положение.
- Сосредоточьте внимание и настройтесь на консультацию.
Установить контакт с пациентом
- Поздоровайтесь с пациентом и попросите его представиться.
- Представьтесь, объясните свою роль и суть консультации, при необходимости получите согласие.
Выводы врачей после практики: раньше практически никогда не называли свою фамилию, имя, не представляли себя пациенту и не объясняли свою роль. Во время отработки этого шага на практике отметили его важность для себя. В обратной связи симулированный пациент поделился, что ему стало проще вступать в диалог с врачом, задавать вопросы, так как он понимал, как можно обратиться к врачу. Это помогло нам понять значимость представления себя для установления контакта с пациентом.
5. Проявите уважение и интерес к пациенту, позаботьтесь об его удобстве.
6. Выясните повод обращения. Что привело пациента к вам на прием, задав подобающий вступительный вопрос (открывающий вопрос): «Что вы хотите обсудить сегодня?» или «Расскажите мне, что вас сегодня беспокоит?»
Выводы врачей после практики: задавать открытые вопросы пациенту более эффективно — пациенты сами рассказывают о проблемах и описывают свои конкретные симптомы подробно. Тогда как в начале приема не подходят вопросы закрытого типа или наводящие вопросы. Например, «я так понимаю, вы сегодня пришли ко мне с проблемами головокружения?» Это сильно затягивает начало приема и может вызвать раздражение пациента. Так как врач перебирает возможные причины обращения.
7. Внимательно слушайте вступительные слова пациента, не перебивайте и не направляйте его ответ. Правило «золотой минуты»
Выводы врачей после практики: «Золотая минута работает»! «Золотая минута» случается именно тогда, когда мы задаем правильный открытый вопрос, который дает возможность пациенту рассказывать подробно о своих жалобах, а не отвечать односложно «да» или «нет». Даёт кладезь информации от пациента, которая направляет в нужное русло наше клиническое мышление.
8. Перечислите жалобы или вопросы больного, попытайтесь выяснить другие, например: «Вас беспокоят головная боль и усталость — а что еще?» или «Есть какие-нибудь еще вопросы, которые вы хотели бы обсудить?»
Выводы врачей после практики: увидели, что применение уточняющих вопросов «что еще?» помогает нам развернуть шире и больше «вытащить» жалоб пациента и ничего не упустить. В одной из попыток на практикуме это прекрасно было продемонстрировано и позволило не упустить самое важное для пациента. Обратили внимание, что есть желание углубиться в жалобы и начать расспрос, сбор анамнеза. То есть, перейти очень быстро ко второму этапу сбор информации. Но на этапе начала консультации важно этого не делать, а продолжать задавать скрининговые вопросы: «Что еще, «Что еще хотелось бы обсудить?» «На что обратить внимание?» И ни в коем случае не давать направления и подсказки пациенту, потому что пациент уходит от того, что важно ему, и ищет ответы на вопрос врача, который может быть для него не актуален.
9. Договоритесь о повестке консультации, принимая во внимание и свои потребности, и пациента.
Ознакомиться с программой курса и записаться на бесплатный пробный урок можно по ссылке. Если вы представитель клиники и хотите, чтобы ваши врачи освоили навыки общения с пациентом по Калгари-Кембриджской модели медицинских консультаций, ознакомьтесь с нашим предложением.