Духовно-нравственный мир представителей отечественной медицины.

  • Душа врача
Духовно-нравственный мир представителей отечественной медицины.

Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви. Любить должен учитель, врач, священник. Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют. Профессиональные навыки нужны им не более чем лопата землекопу. Всему остальному учит любовь и ее дети: сострадание, внимание и жертвенность.

Различие между любовью и нелюбовью фундаментально, оно заключается в том, даёшь ты или берёшь. Порой нам кажется, что любовь – это романтичное состояние с сердечками, бантиками, бабочками и хлопушками. На самом деле если у вас прорвало зимой теплотрассу, и какой-то мужик в фуфайке туда залез в мороз, чтобы к вам в батареи вернулось тепло, то это и есть любовь. Этот грязный мужик в фуфайке, который ремонтирует трубу, не похож ни на что романтичное. Но именно это и есть любовь.

Доктор пришёл домой и только помыл руки и сел за стол, как ему звонят и срочно вызывают в больницу. И он едет. Это любовь. Хирурги во время операции лишних слов не говорят, им вытирают пот со лба, и три-четыре часа они не отрываются от разъятого на столе человека. Это любовь.
Любовь — это не «асисяй» на лавочке, это суровое понятие. Думаете, что любовь — это когда вас обцеловывают, когда зефир и шоколад? А любовь — это труд, требовательность, самоотдача. Когда мать по шее даёт за дело — она вас любит. Когда тебя отец ждёт до двенадцати ночи — он вас любит. А когда тебя нет в два часа ночи дома — на тебя всем наплевать.

Медицина напрямую сопряжена с чувствами любви и милосердия. Если медик равнодушен к страданию человека, если цель его деятельности не в исцелении страждущего, а в чем-то ином, то это не медик…

Врач – это любовь, сострадание, честность, терпение, сила духа.

Среди огромной плеяды выдающихся представителей отечественной медицины на мой выбор служения людям в качестве медика оказали три горячо любимых и обожаемых мной личности, о коих я и хочу поведать.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука).

Святитель Лука Симферопольский прожил очень непростую жизнь. В ней уникальным образом переплелись совершенно материальная деятельность врача, научная работа и служение Богу.
Родился Валентин 27 апреля (9 мая по новому стилю) 1877 года в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Принадлежал к древнему и знатному роду Войно-Ясенецких.

В 1889 году семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу. Сначала юноша решил поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако желание помогать людям привело его на медицинский факультет Киевского университета. Он окончил его перед Русско-Японской войной и начал работать врачом в госпитале Читы.

В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии.

Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, Вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресение он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

В 1923 году сосланный в Ташкент епископ Андрей Уфимский постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, Туруханский край.

В ссылке работал в больнице и имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителю Луке дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана.

Однако вскоре его отозвали в Туруханск, так как после его высылки больница лишилась единственного хирурга, и это вызвало ропот местного населения. В 1926 голу он вернулся в Ташкент.

Известен интересный факт на заседании ташкентского суда.

Стоявший во главе ташкентского ЧК Я.Х. Петерс решил сделать суд показательным и сам выступал на нем общественным обвинителем:
  • Как то Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы Его видели, своего Бога?
  • Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, Владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Епископ Лука был арестован, его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

Все годы служения и гонений Лука Симферопольский занимался научной работой. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

В 1937 году святитель был повергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре. Его в третий раз отправили в ссылку.

С началом Великой Отечественной войны ссыльный епископ Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945».

В 1946 году архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Епископ Лука скончался 20 мая 1961 года.

На надгробии была высечена надпись: «Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, Доктор медицины, профессор хирургии, лауреат».

Канонизирован Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских 22 ноября 1995 года.

Постановлением Генеральной прокуратуры России от 12 апреля 2000 года в соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» гражданин Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович полностью реабилитирован.
Во второй части статьи расскажем о другом выдающемся враче с горячим сердцем, легким и неповторимым слогом.