Духовно-нравственный мир Фридриха Йозефа Гааза

  • Душа врача
Духовно-нравственный мир Фридриха Йозефа Гааза

«Спешите делать добро»… Эти слова многим хорошо известны. И имя врача, который к этому призывал, многим знакомо. Это – русский доктор немецкого происхождения Фридрих Йозеф Гааз, который посвятил свою жизнь облегчению участи заключенных и ссыльных. Во всех своих делах доктор Гааз руководствовался евангельскими заповедями, стараясь творить добро так, как он его понимал.

Его слова привлекают внимание особенно сегодня, в условиях разразившейся и продолжающейся эпидемии в мире и стране. Они привлекают внимание не только своим значением для осознания своих действий и поведения в трудных условиях эпидемии, но и опытом работы врача в России XIX века. Сразу надо отметить, что опыт этот был исключительным. Не менее самобытной была и его жизнь.

Доктор Федор Петрович (Фридрих Иозеф) Гааз

Доктор Федор Петрович (Фридрих Иозеф) Гааз (1780–1853) – русский врач немецкого происхождения. Он получил медицинское образование в Европе. С 1806 года начинает свое служение в качестве врача в России. Во время Отечественной войны 1812 года работает в качестве хирурга в русской армии. Несмотря на неоднократно представлявшуюся возможность возвращения в Германию, он жил и работал в Москве. Он был награжден Александром I орденом Святого Владимира 4-й степени.

В начале своей карьеры в России он был преуспевающим состоятельным чиновником – статским советником, известным среди ученых, профессоров, аристократов, многих именитых москвичей врачом, имел каменный дом на Кузнецком мосту, подмосковное имение, фабрику. Затем, став членом Всероссийского тюремного попечительства и Московского тюремного комитета (1830 г.) становится главным врачом московских тюрем. Это событие было поворотным пунктом в его жизни. Из века в век почти во всех тюрьмах Европы и России заключенные находились в ужасающем положении. При этом узниками были не только разного рода преступники, но и бродяги, нищие, просто «дерзкие» люди. В тюрьмах содержались вместе женщины, мужчины, дети; пища давалась скудная, обыкновенно хлеб и вода. Тюремными помещениями служили узкие, низкие клети без достаточного света и воздуха. Как правило, тюрьмы были переполнены, являясь очагами разврата и заразных болезней. Реальное столкновение благополучного и процветающего человека со страшным миром страдания «униженных и оскорбленных», арестантов, преступных нищих, бродяг, абсолютно бесправных в тюрьмах и пересылках, превратило рядового католика в христианского подвижника. Он раздал свое состояние на пожертвования, на постройку и обустройство тюремных больниц и полностью подчинил себя жертвенному служению «несчастным» людям.

Сохранилось немало свидетельств о работе Гааза во время эпидемии холеры в Москве в 1830-х годах.

Он работал в самом центре эпидемии, и болезнь не поражала его. Сегодня эти факты воспринимаются как неправдоподобные. На самом деле они документально подтверждены и являются доказательством, во-первых, уникальности личности Гааза, и, во-вторых, верности христианского принципа о сущности подлинной религиозной веры. Реальные, но кажущиеся нереальными факты его жизни и есть конкретные «дела веры». Они являются свидетельством жизненной силы и возможности реального осуществления веры. В Евангелии Спаситель говорит: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11, 22–23). Удивительные факты жизни Гааза являются ответом на вопросы о том, какое значение имеют убеждения, на что способна, какую ценность и потенциал имеет вера вообще, и, в частности, в чем живой смысл и ценность христианской веры.

Служение доктора Гааза раскрывает, что её смысл в том, что она способна пробить толщу зла и страдания человеческой природы. Ценность христианской веры заключается в том, что из нее, прямо или косвенно, проистекает все доброе, благое, спасительное, что реально делается в человеческой истории, ибо «вера без дел мертва».

Жизнь и служение доктора Гааза свидетельствуют, что христианская вера не есть только «учение» или абстрактные мысли. По сути, это самосознание человека, превращающее идеи в живую, спасительную и животворящую энергию человеческого действия.

Его популярность в Москве была очень велика, и складывалась она из многочисленных случаев его врачебного служения. Из уст в уста, из поколения в поколение передается история о крестьянской одиннадцатилетней девочке, умиравшей в больнице от волчанки. Язва на лице была настолько уродлива и зловонна, что родная мать с трудом к ней приближалась. Но Гааз ежедневно подолгу сидел у ее постели, целовал девочку, читал ей сказки, не отходил, пока она не умерла. Словом и делом доказывал он, что врач должен облегчать страдания даже безнадежно больного, что «спокойствие души, необходимое для исцеления, должно исходить прежде всего от врача».

Факты и опыт его работы приводят к выводу, что он опирался на три основополагающих моральных убеждения (этические принципы), не теряющих своего значения и сегодня для врачей, медицинских сестер, волонтеров, больных и здоровых. К ним относятся:
  • вера в свою работу, как воплощение долга, завета любви и братского отношения между людьми, ответственности за судьбу ближнего, осознание ценности каждой человеческой жизни;
  • осознанное делание добра в духе милосердия и сострадания, как необходимых условий работы врача;
  • развитие своей способности любить больного на реальном и частом проявлении этой любви. «Нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом и делом, словом, любить их, причем чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться…».
Основанием всеобщего признания доктора Гааза стали не только его теоретические убеждения, но и их последовательное, конкретное практическое воплощение. О нем писали с любовью и уважением люди самых разных взглядов: и либералы, единомышленники Герцена, и убежденные консерваторы, такие как А. Кони, И. Киреевский, Ф. Достоевский. О личности Гааза рассуждали А. Чехов, М. Горький, поэт Б. Окуджава. Никто из них не сомневался, что основанием его человеколюбия была христианская вера, воплотившаяся в убеждениях, в его профессиональной деятельности, в спасении страждущих людей, независимо от их происхождения, национальности, религии.

На его похороны собралось до двадцати тысяч человек, и гроб на руках несли до Введенского кладбища.

Сегодня доктор причислен к лику католических святых за человеческое отношение к больному человеку, за заботу, милосердие и сострадание, за подлинно христианское врачебное служение. Это свидетельствует о том, что и сегодня пример его христианской жизни и врачевания сохраняет свое значение для людей.

Есть профессии, требующие от человека большей степени нравственной напряженности, нежели большинство прочих. Такова по определению работа в милиции, в школе и в больнице. Эти люди должны быть специалистами в своем деле, как ювелир и дальнобойщик – в своем. Но от них дополнительно требуется: от педагога – чуткость, от милиционера – честность и храбрость, от врача – сострадательная любовь к пациенту. Если этого не будет, человек в погонах будет отличаться от преступника только самими погонами. Ну а доктор будет безучастно вырезать, что аппендицит, что почку на продажу. Лишь бы платили.

Сложно плыть против течения, быть «белой вороной», сложно быть не «в тренде», сложно быть ни как все. Но если выбор сделан, нужно учиться соответствовать формату! Нужно учиться любить, нужно учиться жертвовать, нужно учиться сочувствовать и сострадать, нужно учиться быть честным. Это трудно, но перед глазами живые примеры нравственного и духовного благородства и чистоты.

Спешите делать добро!