Ведение пациентов с задержкой речевого развития. Современные подходы к терапии.

  • Детская неврология
Ведение пациентов с задержкой речевого развития. Современные подходы к терапии.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речевые нарушения у ребенка формируются под влиянием перинатальной патологии, наследственности социума, воспитания. Нарушения развития речи у детей приводят к трудностям социальной адаптации, к сложности усвоения программ дошкольного и школьного обучения. О классификациях задержки речевого развития, причинах нарушений и подходах к лечению на вебинаре рассказывает врач - психиатр краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей», заместитель главного врача по медицинской части, к.м.н. Ведяшкин Виктор Николаевич.

Смотреть вебинар

07:16

Классификация нарушений речи.

По МКБ-10 нарушения речи входят в класс F80 — специфические расстройства развития речи и языка. При данных расстройствах процесс нормального приобретения языковых навыков нарушается уже на ранних этапах развития. Эти состояния не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства речи часто сопровождаются смежными проблемами, такими как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

  • F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции. 

Употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту. При этом уровень языковых навыков нормален.

  • F80.1 Расстройство экспрессивной речи. 

Способность ребенка использовать разговорный язык находится на более низком уровне, чем соответствует его возрасту. При этом понимание языка соответствует возрастной норме.

  • F80.2 Расстройство рецептивной речи.

Понимание ребенком языка находится ниже уровня, соответствующего возрасту. Заметно страдают все стороны использования языка, есть отклонения в звукопроизношении.

Также используются шифры:

  • F 80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией;
  • F 80.8 Другие расстройства развития речи;
  • F 80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные;
  • F 94.0 Элективный мутизм.

Неврологи для речевых нарушений чаще используют шифры, соответствующие органической патологии мозга. 

Нарушения речи курируют невролог, психиатр, логопед. Лучше, когда эти специалисты работают в связке.

12:47

Особенности развития головного мозга ребенка.

Набор нейронов формируется уже до середины беременности матери: их более 86—140 миллиардов. После рождения новые клетки образуются в малом количестве в гиппокампе. До сих пор не доказан нейрогенез нейронов коры. К 1,5 годам завершается процесс апоптоза — избавление от пораженных нервных клеток, далее идут синаптогенез, миелинизация. Во время апоптоза прежде всего гибнут нейроны, не включенные в работу и не имеющие функциональных связей. В пубертатном возрасте у подростков идет совершенствование речевых функций и развитие головного мозга до уровня взрослого.

Gregory Z Tau and Bradley S Peterson. Normal Development of Brain Circuits. Neuropsychopharmacology REVIEWS (2010) 35, 147–168.

Работу мозга определяет не совокупность нейронов, а количество связей между ними — синапсов. Нейроны, связанные синапсами, образуют нейронные сети. Каждый нейрон принимает на себя примерно 15 тыс. входов от других клеток и отдает около 1500 контактов на другие нейроны. Нейрон перерабатывает информацию, поступающую в него, и делится уже готовым материалом.

Процесс синаптогенеза начинается с 2 месяцев жизни. За 1 час образуется 15 млн синапсов — идет т. н. синаптическая гиперпродукция. Процесс синаптической гиперпродукции активен до 3 лет и начинает тормозиться с 6 лет.

Нейронные сети ребенка гиперсвязанные. Данное свойство лежит в основе изменения локализации функций коры и нейропластичности. Гиперсвязанные сети можно перевоспитать. На этом основано применение авторских педагогических методик Сузуки, Домани и других.

18:16

Вид и частота причин перинатальных поражений ЦНС.

Перинатальная патология — частая причина задержки речевого развития:

  • гипоксия-ишемия —47%;
  • аномалии и дисплазии мозга — 28%;
  • TORCH-инфекции — 19%;
  • родовая травма — 4%;
  • наследственные болезни обмена — 2%.

Стивен Бэкиз Орегонского университета здоровья и науки (США) изучал мозг овечьего эмбриона (соответствует мозгу человеческого плода) с искусственно вызванной ишемией и без нее. Кора, поврежденная ишемией, имела меньший объем. При этом количество нейронов было одинаковым, но в ишемизированной коре нервные клетки имели меньше отростков.

Для наиболее быстрого и полного восстановления утраченных неврологических функций в результате различных воздействий необходима:

  • активизация белкового синтеза;
  • улучшение синапто-, нейро-, и ангиогенеза;
  • реорганизация и развитие новых нейрональных связей за счет спраутинга (переключения связей поврежденных нейронов).

Для активации нейропластичности через фактор роста нервов (NGF) применяются нейропептиды.

24:07

 Кортексин® — отечественный многофункциональный нейропептид. 

Препарат имеет 9 точек взаимодействия с молекулярными партнерами в нервной ткани.

Для лечения задержки речевого развития (ЗРР) наиболее важны следующие:

  • креатинкиназа BB — энергетический метаболизм клеток;
  • тубулин β5 — компонент микротрубочек цитоскелета, регулирует созревание и встраивание молодых нейронов в нейрональную сеть;
  • актин — компонент цитоскелета, отвечает за деление, пролиферацию, миграцию, дифференцировку нейронов, проницаемость ГЭБ;
  • адапторный белок 14-3-3 α/β — контролирует дифференцировку, миграцию и апоптоз нейронов, модуляцию ионных каналов, высвобождение нейротрансмиттеров, формирование цитоскелета.

За счет взаимодействия с белками цитоскелета Кортексин® регулирует деление, пролиферацию, миграцию и дифференцировку нейронов, таким образом, может применяться при ЗРР у детей.

27:05

Клинические исследования Кортексина® при ЗРР.

1. Кортексин® при ЗРР на фоне СДВГ (Чутко Л.С., 2007—2009 гг.). Препарат оказывает влияние на следующие показатели1:
  • речевая активность: +76%;
  • длина повторяемой фразы: +78%;
  • улучшение лексико-грамматического строя: +36%.

Показатели эффективности в зависимости от преобладающего синдрома2:

  • при СДВГ с преобладанием дефицита внимания Кортексин® эффективен в 100% случаев;
  • при СДВГ комбинированного типа препарат эффективен в 80% случаев.

2. На фоне терапии отмечается значительное повышение внимательности по сравнению с исходным уровнем и снижение гиперактивности.Кортексин® при задержках речевого развития, возникших на фоне СДВГ и РПГМ (Ларькина Е.В., Халецкая О.В., 2014 г.)3.

  • при ЗРР на фоне СДВГ: улучшает показатели речевого развития на 47%; 
  • при ЗРР на фоне РПГМ: улучшает показатели речевого статуса на 38%; 
  • как при ЗРР на фоне СДВГ, так и при РПГМ способствует достоверному повышению социально-коммуникативных навыков на 1—2 уровня (с очень низкого и низкого до среднего).

3. Кортексин® при ЗРР. Сравнение двух режимов пептидергической ноотропной терапии (Заваденко Н.Н., Давыдова Л.А., Суворинова Н.Ю., 2020 г.)4.

авпувпа.png

Динамика сопутствующих нарушений:

  • у детей, получающих терапию Кортексином®, проявления сопутствующей ЗРР-симптоматики снизилась на 20—50%;
  • у пациентов группы контроля ни по одному из параметров не было достигнуто результатов, сопоставимых с основными группами;
  • столь значимая динамика симптомов способствует повышению социальной адаптации и улучшению контактов с окружающими.

В настоящее время клинические исследования по Кортексину® при ЗРР продолжаются. 

Материал предназначен для информирования специалистов здравоохранения о свойствах лекарственного препарата и его правильном применении. Перед назначением необходимо ознакомиться с полной общей характеристикой лекарственного препарата.



Список литературы:

  1. Чутко Л.С. и соавт. Нейропротекция резидуально-органического поражения головного мозга с проявлением специфических расстройств речи у детей. Наука —Спб, 2007, ч.166-171.
  2. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: клиническая типология и подходы к лечению. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2009; 88 (2).
  3. Ларькина Е.В., Халецкая О.В. Тактика ведения детей дошкольного возраста с различными вариантами задержки речевого развития. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(12):94‑98.
  4. Заваденко Н.Н., Давыдова Л.А., Суворинова Н.Ю. Дисфазия развития у детей: сравнение эффективности двух режимов пептидергической ноотропной терапии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(10):38‑44
Оцените статью
+ 10 баллов
Оценить

Смотрите также: