Как объяснить пациенту и спланировать лечение по Калгари-Кембриджской модели медицинских консультаций? От теории к практике.

Уже писали о первых трёх этапах Калгари-Кембриджской модели медицинских консультаций, статьи можете найти в нашем блоге. В этой статье разберем четвертый этап — как объяснять пациенту и планировать вместе с ним лечение.
Значимость этих навыков (объяснение и планирование) в успешности медицинской консультации, увы, недооценивается многими врачами. По большей части из-за того, что со сложностями в общении с пациентом врач сталкивается сразу же — на этапе начала консультации и сбора информации. Отсюда и готовность работать именно над этим узким местом. К таким выводам мы пришли после общения с врачами, кто проходит наш онлайн-курс «Навыки общения с пациентами по Калгари Кембриджской модели консультаций».
Во время отработки навыков с симулированным пациентом врачи легко соглашаются использовать партнерский стиль общения, чтобы выстроить диалог с пациентом: установить причину обращения, собрать анамнез, узнать ожидания, опасения пациента, его историю проживания болезни.
Но при этом неохотно рассматривают пациента в качестве полноценного партнера при планировании и согласовании плана лечения. Главный аргумент врачей здесь — тревожность и страх у человека, попавшего в положение пациента, делают его пассивным, готовым взять на себя роль зависимого больного человека и подчиниться отечески помогающему врачу.
На этот аргумент хотели бы парировать тем, что даже если пациент на приеме кивает и соглашается с предложенным вами лечением, он не дает согласие на следование ему. Причины могут быть абсолютно разные: от неспособности пациента позволить себе дорогостоящие лекарства, нежелание менять образ жизни, до страха перед нежелательными побочными эффектами. «Многочисленные исследования показывают, что пациенты запоминают меньше половины того, что им рассказано» (Dunn et al., 1993). «Пациенты редко показывают, когда им непонятно» (Koch-Weser et al., 2009). «Пациенты ценят не ту информацию, которую врачи считают нужным им предоставлять» (Kindelan and Kent, 1987).
Назначить лечение, которого пациент не станет придерживаться, значит нивелировать все усилия по оценке и диагностике. Навыки объяснения важны для успеха консультации. Эффективное объяснение базируется на собранной информации о болезни и доносится до пациента понятными ему терминами. Отлично иллюстрирует важность связки этапов метафора дерева: где корни — это этап сбора информации о пациенте; этап объяснения и планирования лечения — ствол и ветви дерева, которые завершаются плодами — выбранным и согласованным лечебным процессом.
Приёмы и действия, которые помогут достичь основных целей этапа объяснения и планирования лечения
Предоставление необходимой информации пациенту в нужном объеме
Для этого необходимо определить, какая информация нужна данному пациенту и в каком объеме. Старайтесь, чтобы её было не слишком мало, но и не слишком много. Поэтому:
- Дозируйте и проверяйте: предоставляйте информацию усвояемыми порциями; проверяйте, понимает ли вас пациент; ориентируйтесь на реакцию пациента как сигнал к дальнейшим действиям.
Инсайт врачей после практики с симулированным пациентом на нашем онлайн-курсе: необходимо давать информацию маленькими порциями. Сразу после того, как сообщается блок информации, важно сделать паузу, чтобы дать пациенту возможность переварить её, задать вопросы. И далее давать информацию, исходя из реакции и последующих вопросов пациента.
- Оценивайте исходную позицию пациента: уточняйте, насколько информирован пациент к моменту консультации; выясните, готов ли пациент и насколько сильно он хочет получить информацию.
Инсайт врачей после практики с симулированным пациентом на нашем онлайн-курсе: прежде чем приступить к разъяснению, лучше задать уточняющие вопросы: «Что вы знаете об этом заболевании?» «Что-то слышали об этом? Что бы вы хотели знать?». Это позволит узнать исходный уровень знания пациента.
Интерес врача к тому, что пациент знает о своем заболевании, повышает его удовлетворенность. Так пациенты видят, что врач рассматривает его как полноценного партнера и учитывает его мнение. В этом случае наше объяснение по процессу лечения не расценивается как навязывание услуги клиники или мнения врача.
3. Спрашивайте пациента, какие еще сведения будут ему полезны, например, этиология или прогноз заболевания. Подойдут уточняющие вопросы: «Что Вы хотели бы знать?» «Что Вас интересует?» «Какая информация была бы вам полезна?»
Инсайт врачей после практики с симулированным пациентом на нашем онлайн-курсе: часто то, что мы считаем важным для информирования, не совпадает с тем, что интересует пациента. Основные вопросы, которые волнуют пациента: «Что случилось и почему?» «Почему это случилось именно со мной?» «Почему сейчас?» «Что будет, если ничего с этим не делать?» «Какие есть варианты лечения?»
4. Давайте объяснение в должное время. Избегайте преждевременно советовать, давать информацию, подбадривать.
Инсайт врачей после практики с симулированным пациентом на нашем онлайн-курсе: в группе мы увидели, что в начале лучше собрать всю информацию, провести осмотр и только после этого приступить к этому блоку.
Если пациент хочет услышать ваше мнение до того, как у вас есть все данные о заболевании, поблагодарите за вопрос и скажите, что ответите на него чуть позже, когда у вас будет достаточно информации, чтобы высказать ваше мнение: «Хороший вопрос. Вы не против, если мы его отложим на минутку и вернемся к нему, когда я осмотрю Вас? Я тогда смогу ответить на него гораздо лучше».
Это спасет вас от ошибочного суждения и сохранит доверие пациента.
Как помочь пациенту в понимании и запоминании плана лечения?
Представленные ниже тезисы и рекомендации — это выводы врачей, к которым они пришли во время практического занятия по отработке навыков объяснения пациенту и планирования лечения на курсе «Навыки общения с пациентами по Калгари Кембриджской модели консультаций».
Пока пациент не поймет информацию, и не запомнит основные шаги, что ему необходимо сделать для достижения целей лечения, он не приступит к выполнению рекомендаций врача. Для этого мы помогаем ему понять и принять информацию:
5. Упорядочиваем объяснение: разделяем на отдельные части; выстраиваем логическую последовательность.
6. Применяем рубрикацию или сигнализацию, например: «Я хотел бы обсудить три важных вопроса. Первый…»; «Теперь позвольте мне перейти к…»
7. Подкрепляем информацию повторами важной информации и обобщениями.
8. Пользуемся кратким простым языком; избегаем профессионального жаргона или доступно его объясняет. Говорим просто. Короткими предложениями.
9. Используем визуальные средства передачи информации: диаграммы, модели, письменную информацию и инструкции.
10. Проверяем понимание пациентом информации (или планов на будущее), например, попросив пациента повторить сказанное своими словами; если надо, разъясняем.
Знание этих простых шагов и действий поможет вам включить пациента в диалог и замотивировать на лечение. Задавайте вопросы пациенту «Что он уже знает и что хочет узнать» смотрите на его реакцию и говорите маленькими порциями. Только эти 3 простых действия значительно упростят этап разъяснения информации.
Ознакомиться с программой курса и записаться на бесплатный пробный урок можно по ссылке. Если вы представитель клиники и хотите, чтобы ваши врачи освоили навыки общения с пациентом по Калгари-Кембриджской модели медицинских консультаций, ознакомьтесь с нашим предложением.