Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Новые возможности терапии

  • Детская неврология
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Новые возможности терапии

Около 5% детского населения страдает синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), причем мальчики болеют в 2 раза чаще, чем девочки.  СДВГ — полиэтиологическое расстройство, формирующееся в результате сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Смотрите вебинар, где о новых возможностях терапии СДВГ рассказывает врач-невролог КГБУЗ ДГБ№1, г. Барнаул, Санина Ольга Олеговна.

Смотреть вебинар

01:01
Причины и механизмы развития СДВГ. Расстройство психоневрологического характера, которое начинается в детстве и характеризуется не соответствующими возрасту невнимательностью и гиперактивностью/импульсивностью. Код СДВГ по МКБ-10 — F 90.0. Если есть гиперактивность без нарушения внимания — F 90.1, при дефиците внимания без гиперактивности — F 98.8.

СДВГ обусловлен задержанным развитием связанных между собой мозговых структур, несущих управляющие функции мозга — регулирующих процессы поведенческого торможения и самоконтроля. Подкорковые структуры и задние отделы больших полушарий регулируют приток информации и уровень функциональной активности префронтальной коры, а сама префронтальная кора играет центральную роль в регуляции поведения.

Из причин развития СДВГ называют ранние повреждения ЦНС в перинатальном периоде, генетические нарушения обмена нейромедиаторов, незрелость функции лобных долей, недостаточность в пище микро- и макроэлементов, омега-3-полиненасыщенных жирных кислот, фолатов, витаминов, влияние неблагоприятных внешних факторов и нейротоксикантов (свинца, мышьяка и т.д.).

03:33
Критерии диагноза СДВГ у детей. Ставится детям до 17 лет, имеющим не менее 6 симптомов по двум разделам: гиперактивность/импульсивность и невнимательность. Симптомы проявляются как минимум в двух видах обстановки (в школе, дома и т.д.) на протяжении более 6 месяцев, впервые возникают в возрасте до 12 лет, не соответствуют уровню развития интеллекта, значительно снижают качество деятельности, не связаны с другими психическими расстройствами.
Симптомы нарушения внимания при СДВГ:

  • ребенок неспособен удерживать внимание на деталях;
  • с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
  • не слушает обращенную к нему речь;
  • не в состоянии придерживаться инструкций и справиться до конца с выполнением уроков;
  • испытывает сложности в организации самостоятельных видов деятельности;
  • избегает заданий, требующих длительного сохранения умственного напряжения;
  • часто теряет вещи, необходимые дома и в школе;
  • легко отвлекается на посторонние стимулы;
  • проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Из симптомов гиперактивности и импульсивности часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, ребенок, сидя на стуле, крутится, вертится, может вставать со своего места в неподходящих ситуациях. Проявляет бесцельную двигательную активность, не может тихо, спокойно играть, ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». Ребенок бывает болтливым, отвечает на вопросы, не дослушав их до конца, с трудом дожидается своей очереди, мешает другим, пристает к окружающим.
Диагностика основана на клинических проявлениях, включает неврологический осмотр, балльную оценку симптомов по шкалам (Коннерса, ADHD-RS), ЭЭГ, транскраниальное дуплексное сканирование сосудов головного мозга, патопсихологическую диагностику (интеллект, тревожность, работоспособность, темп психомоторной деятельности). Диагноз считается обоснованным при сочетании симптомов, их постоянстве и значительной степени выраженности.

09:23
Лечение СДВГ у детей. Рекомендуется рациональный режим. Необходимо исключить психотравмирующие ситуации, отрегулировать семейные и школьные отношения. Следует ограничить просмотр телевизора и занятия на персональном компьютере. Перед сном не допускать шумных, возбуждающих игр.

В лечении применяется:

  • психотерапия;
  • фармакотерапия (курсовая и поддерживающая);
  • другие методы.

Цель лечения — обеспечить социальную адаптацию ребенку в семье и школе. Вот почему в терапию вовлекается не только ребенок, но и родители, учителя:

  • ребенку разъясняют особенности его состояния, причины неудач и смысл предстоящей помощи;
  • родителям разъясняют, что некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия, трудности общения и поведения) усиливаются в результате неправильного воспитания. Нельзя применять негативные методы: жестокость, отталкивание, невнимательность. Родителям показана семейная, поведенческая психотерапия;
  • учителям предлагают включать минутки активного отдыха в режим урока, регулировать отношения ребенка с СДВГ с одноклассниками, следить, чтобы ребенок в классе находился рядом с педагогом.

11:52
Фармакотерапия СДВГ. Назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов. В России при лекарственной терапии СДВГ традиционно используются ноотропные препараты, так как1:

  • это патогенетически обосновано: ноотропы оказывают благотворное действие на недостаточно сформированные у детей с СДВГ высшие психические функции;
  • ноотропы положительно действуют на обменные процессы в ЦНС и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга;
  • положительный результат от лечения проявляется в улучшении характеристик поведения, показателей моторики, внимания, памяти, других высших психических функций.

17:57
Кортексин® в лечении СДВГ. Препарат представляет собой полипептиды, выделенные из коры головного мозга скота. Полипептиды через нейротрофический фактор (NGF) способны активировать процессы нейрогенеза и нейропластичности.
Кортексин® имеет 9 точек взаимодействия с молекулярными партнерами в нервной ткани: 

  • снижает нейровоспаление и апоптоз через взаимодействие с интерлейкином-1β, ФНО-α;
  • поддерживает энергетический метаболизм нервной клетки через влияние на креатинкиназу-В;
  • регулирует деление, миграцию и дифференцировку нейронов через взаимодействие с актином, тубулином, адапторным белком2;
  • обеспечивает синаптическую пластичность, снижает эксайтотоксичность за счет контактов с ионотропными и метаботропными глутаматными рецепторами;
  • оптимизирует процессы возбуждения и торможения за счет влияния на ГАМК-рецепторы.

Основа патогенеза большинства заболеваний головного мозга и процессов старения — это нейровоспаление, эксайтотоксичность, нарушение нейропластичности и нейрогенеза. Множество точек приложения Кортексина® обеспечивают его эффективность и универсальность при распространенных церебральных патологиях.

Кортексин® при СДВГ:

  • влияет на показатели речевого развития детей3;
  • при СДВГ с дефицитом внимания препарат эффективен в 100% случаев4;
  • при комбинированном типе СДВГ эффективен в 80% случаев4;
  • значительно повышает внимательность и снижает гиперактивность по сравнению с исходным уровнем4.

Препарат применяется внутримышечно, 1 раз в сутки. Содержимое флакона растворяют в 1-2 мл 0,5% раствора новокаина, воды для инъекций или 0,9% изотонического раствора натрия хлорида. Детям с массой тела до 20 кг Кортексин® вводят из расчета 0,5 мг/кг, с массой тела более 20 кг — 10 мг в течение 10 суток. Проводят по 2 курса с интервалом 1 месяц дважды в год.



Список литературы:

  1. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения. Вопросы современной педиатрии. 2014; 13 (4): 48-53.
  2. Яковлев А.А., Гуляева Н.В. Молекулярные партнеры Кортексина в мозге. Нейрохимия. 2017; 33 (1): 91-96.
  3. Чутко Л.С., Ливинская А.М. и соавт. Нейропротекция резидуальноорганического поражения головного мозга с проявлением специфических расстройств речи у детей. Наука. СПб-2007: 166-171.
  4. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. и соавт. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: клиническая типология и подходы к лечению. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2009; 88 (2).

Оцените статью
+ 10 баллов
Оценить